Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ СПАСО-ЮНГИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Материалы по истории Спасо-Юнгинского монастыря

№ 102

Сего 1764 года Марта 30го Дня

По доношению преосвященнаго Вениамина

Архиепископа Казанскаго, об убивстве Козмо

Демьянскаго СпасоЮнгинскаго монастыря

Архимандрита Самсона воровским

Людьми получено

№ 108

№ 116

№ 396 Получено марта 30. в 764 года Записав де

……………………………………………………

Святейшему Правительствующему Синоду

Доношение

Сего 1764 года февраля 3го дня, присланным в духоную мою консисторию доношением, от находящегося в козмодемьянском духовном правлении канцеляриста Ильи Горностаев представлено чтотого де ифевраля против перваго числа в ночи, приехав неведомые люди разбоем в козмодемьянской спасоюнгинской монастырь человек до тритцети и того монастыря архимандрита Самсона убили до смерти, и увезли с собою, и где находится неизвестно, и после монастырскую денежную казну, так и собственной ево Экипаж пограбили, и потому репорту иопределено, об убивстве того монастыря архимандрита Самсона и о разграблении монастыря и протчем разведать обстоятелно чебоксарскаго Троицкаго монастыря архимандриту Антонию, и от кого надлежит взять писменыи известии, и что чего пограблено монастырскаго и собственнаго Ево архимандрита описать, и с тем обстоятельством представить доношением, а сго марта 8. Дня по сле посланнаго о том к нему архимандриту из духовной консистории Указа о присланном от него доношении написано об убивстве де вышесказаннаго архимандрита Самсона и о разграблении монастыря он архимандрит, чрез казначея того спасоюнгинскаго монастыря иеромонаха Анастасия, дабы в … в том том монастыре по наряду и от мирских людей караульных от вотчины оного монастыря деревни Болонихи крестьянских детей Андрея Иванова, Григорья Никитина, келейников оного архимандрита Самсона, деревни Красной Горки, крестьянскаго сына Петра Иванова, да села Кузнецова поповскаго сына Ивана Лаврентьева, отставных Салдат Трофима Севастьянова, александра Мелентьева, сторожей Федота Иванова, сына Овчинникова, Максима Павлова сына Лоскуткова, да села Ахмылова крестьянина Игнатья Максимова сына Июдина Следовал, и кто что Показал о том значит в том доношении; а что де Ево архимандрита Самсона пажита теми разбойниками взято о том знать непочему и боде после Ево архимандрита никаковых писменных па житу Ево и денгахзаписок не отыскалось а спрежде учиненнойже до приезда Ево, от козмодемьянской воеводской канцелярии оставшемуся имению Ево архимандрита описи, точная копия при том же доношении прислана:/ по которому для усмотрения о убивстве реченнаго того монастыря архимандрита Самсона показанных в оном доношении обстоятелств, и о изследовании вотчинными того монастыря крестьянами, потому болше подозрителству что те разбойники во время того их разбоя, и при убивстве Ево архимандрита доспрашивали же и изыскивали собранные с вотчинных с крестьян оброчных денег, и что во время того разбоя как оставнаго Салдата Трофима Савастьянова связав, они били при том приговаривали чтоб он не ездил для сбора в вотчину онаго тмонастыря С крестьян оброка, тако ж крестьянин Федот Иванов, после того как то убивство Учинено, когда бывшей в том монастыре отставной Салдат Александр Мелентьев обще С сторожем, Васильем Антоновым запертые двери отбивали, от отбития тех дверей воспрещал и говорил такие об нем архимандрите речи, что таковской же и был, и с чего предвидится что не былоль к тому согласия и от оного крестьянина Федота Иванова, в казанскую губернскую канцелярию из духовной консистории писано промеморию;/ того ради Святейшему Правительствующему Синоду в надлежащее о том известие с приложением, С присланнаго от чебоксарскаго архимандрита Антония доношения и оставшемуся имению описи точные копеи Сим почтенно доношу./

Вашего святейшества послушник:/

Смиренный Вениамин Архиепископ Казанский:

Марта 11. Дня

1764 года

Для ведома о убивстве козмодемьянскаго СпасоЮнгинскаго монастыря архимандрита Самсона воровскими людми и о …

КОПИЯ

От Святейшаго пПравительствующаго Синода члену, вВеликому Господину, Преосвященнейшаму Вениамину Архимандриту Казанскаму и Свияжскому

Доношение

Чебоксарскаго Троицкаго Монастыря архимандрита Антония

Сего 1764 года февраля 6.Дня, по присланному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА из духовной Вашего Преосвященства Консистории Указу, а по репрту представленному вооную консистоорию, козмодемьянскаго духовнаго правления от канцеляриста Ильи Горностаева, велено мне отправившись ехать в козмодемьянский СпасоЮнгинский монастырь , и об убивстве того монастыря архимандрита Самсона, и о разграблении онаго монастыря и о протчем обстоятелно о все разведать, и от кого надлежит взять писменные известии, и что чего пограблено монастырскаго и собственнаго Ево архимандрита и с тем обстоятелством к Вашему Преосвященству доношением, причем и казначея того монастыря выслать;/ и по оному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Указу я нижайший в означенной СпасоЮнгинский монастырь съездил, и о убивстве вышеписаннаго Ево архимандрита Самсона, и о раграблении монастыря разведывал и протчх допрашивал, а в допросах показали, казначей иеромонах Анастасий, что во время приеда для разбоя вышеписаннаго архимандрита Самсона, спал он в своей неподалеку разстоянием в другой келье, и будучи в полуношное время пришед разбойники в тою ево келье взяв, выведши в сени ударив ево по спине дубиною спрашивали от церкви ключей, на что он им объявил, что у него ключей нет а имеется у архимандрита и потому взяв ево повели к архимандриту в келью, и по приводе ево оной архимандрит лежал в той келье подле горелых дров связан, и по указанию ево архимандрита, тех ключей которые положены были пред образом Богоматере, взяв оные ключи повели Ево казначея в церковь, и будучи на паперте ударя Ево топорным обухом по спине; а другой из них кулаком принудивши отпереть церковь вшед и разломав у кладовой полатки замок, разбив приголовок и имеющиеся в нем денги в неболшом мешочке сребряные також и насыпные в том под головнике медные денги, а сколко числом того он не знает и какие они казенные или Ево архимандричьи собственные были. О том он неизвестен же, и потом положа в скатерть взяли с собой, а имевшиеся в другом ларчике казенные денги, коих по щету было сорок пять рублев, остались в той палатке, а из церковных вещей кроме двух онаго архимандрита кушаков из арбатных не взяли, и по выходе из той церкви отвели Ево казначея в тою келью, и заперши сени куда пошли того он ничего же не видал, и какое тому архимандриту побойство и озлобление было незнает, бывшие в том монастыре по наряду от мирских людей караульные вотчины онаго монастыря деревни Болонихи крестьянские дети, Андрей Иванов, Григорий Никитин, в бытность же их у вышеписаннаго архимандрита Самсона, в монастыре в карауле, стояли они перед келейными окошками в лубяном шалаше, и будучи же в полношное время приехав неведомые люди, а сколко числом незнают, и ударя объявленнаго Андрея по голове дубиною, и связав руки бросили в тот шалаш, причем стояли приставленные из тех людей, чтоб они наних неглядели, два человека стояли с обнаженными ножами, и потому не устрастие как онаго архимандрита разбивали и С собой ль увезли ничего не видали. Келейник онаго архимандрита деревни Красногорки крестьянской сын = Петр Иванов вовремя приезда в полнощное время разбойников, спал он в келье под окном, и как оные разбойники ударили в окошко по оконнице, кою вю и вышибли, то он пробудясь и испугавшись, побежал к архимандриту в спальную келью, и сказал что пришли, то оной архимандрит взяв свечу а он Петр имевшейся чинжал, пошли в тою келью, то оной архимандрит став позле дверей крычал впереднюю келью бывшему в то время отставному солдату Трофиму Савастьянову чтоб шел и закрывал, караулным, чтоб тех неведомых людей перевязали, то оные разбойники стали в него бросать обгорелыми дровами, а в него Петра скоторую сторону он того окошка стоял, с тем чинжалом и их недопущал, махать дубиною, и видя оной архимандрит то их усилство ушел в спалну и как напод волоку скрылся того невидал, а он Петр, испугавшись ушел и скрылся позле келеи за стену и как Ево архимандрита разбивали и били ничего уже кроме толко о них тех разбойников речей наподволок некоторые говорили что б зарезать, другие отговаривалиа иного ничего не слыхал. Келейник же онаго архимандрита села Кузнецова поповской сын иван Лаврентьев во время же приезда вышеписанных Разбойников для разбития онаго архимандрита Самсона он Иван в том монастыре был и спал в вту ночь сооным архимандритом в одной келье, и будучи вполунощное время и вышибя окошко учинился крик, то он испугавшись выбежав вымеющейся в сенях чулан, а что ж как, онаго архимандрита объявленные воры разбивали крик слышел;/ Салдат Трофим Савастьянов каким де случаем, разбойники в той СпасоЮнгинской монастырь приехали, и окошко у кельи архимандричей отбивали того он неслыхал, ибо он в то время спал в передней келье, и влучаю полунощноговремени объявленной архимандрит вскликнувши скакзал Ему чтоб он пошел де закрычал караульным, и велел оных разбойников перевязать, и как он Савастьянов пошел ис той кельи всени отворил двери увадав многолюдство чего он испугавшись вскорости запер, и как взошел в келью то уже оные разбойники были в той келье и связавши Ему руки били немилостивно, и притом приговаривали что б он неездил для збора ввотчину онаго монастыря скрестьян оброка, и поле того побойства положили Ево втой передней келье подкровать закрыли шубой, а сами пошли искать онаго архимандрита, коего и сыскали наподволоках и привели всередню келью, спрашивали что где у него сборные рублевые денги аболее ничего неслыхал, и как уже они Ево били и каким оружием Били того он невидал, только крик чтоб Ево помиловать = от побойства слышел, Бывшей втомже монастыре отставной Салдат Александр Мелентьев ( запись на полях: «приезде для разбоя онаго архимандрита Самсона он Мелентьев») в оном монастыре был и будучи в полнощное время как они разбойники приехавши разбивали того он, а как они поехали истого монастыря обратно поусмотрению того монастыря сторжа Василья Антонова разбудивши сказал такие речи, что потому монастыре проехали неведомые люди, по которым Ево речам встав он, Александр пошел к дверям,, которые были заперты, и обще стем сторожем те двери отбивали, причем де крестьянин Федот Иванов им от отбития тех дверей воспрещал де, и говорил речи, таковской и был;/ сторож Федот Иванов сын Овчинников:/ во время де приезда для разбития вышеписаннаго архимандрита Самсона он Федот, в том монастыре был и как поразбитии те воры поехали обратно измонастыря вышеписанной салдат Мелентьев обще состорожем Васильем Антоновым двери отбивал а речей он Федот таких что таковской и был неговаривал:/ Максим Павлов сын Лоскутков засодержащейся вто время подкараулом Села Ахмылова крестьянин Игнатей Максимов сын Иудин, по приезде де втот монастырь разбойников и о разбивании архимандрита Самсона они неслыхали а как поехали истого монастыря обратно то поусмотрению того правления сторожа Василья Антонова разбужены Были, точие выттить Было невозможно, ибо же они спали, иутой поладки теми разбойниками дверь была заперта и вытти было никак невозможно икак оной архимандрит Самсон теми разбойниками увезен, иубит, или куда утрачен того онизапоказанным им устрастием знать невозможно, а что объявленнаго архимандрита Самсона, пажити и теми разбойниками взято отом знать непочем ибо после онаго архимандрита никаковых писменных пажиту Ево иденгам записок неотыскалось:/

Того ради Вашему Архипастырству = об оном сим в Благоразсмотрение = благопочтенно предлагаю, а спрежде учиненной до приезда моего, от козмодемьянской воеводской канцелярии с описи точная сописи копия присем к ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ для ведома и посылается. марта 3 дня 1764. года./

Подлинное доношение скреплено тако: ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА всегдашний послушник и Богомолец Антоний Архимандрит Чебоксарский

Копия

Опись оставшемуся после Бывшаго Вкозмодемьянском СпасоЮнгинском монастыре архимандрита Самсона Собственному Ево имению.

№ Две панагии серебренные под золотом одна с черневой работой с камнями белыми и красными

КНИГИ

1 Латинской кнапиуж печатной

2 Календар столетней писменной

3 Библия печатная на 5. частей в тчетверть листа

4 Канонник осмушной Киевской печати

5 Латинская риторика писменная

6 Вокаболы печатные на три диалекта

7 Пиитика латинская писменная на латинском диалекте

8 Риторика на латинском диалекте писменная

9 Политикак на латинском диалекте печатная Корнилия

10 Тацынга медецинская на латинском диалекте печатная

11 Филозофия на латинском диалекте писменная

12 Аристотелева и протчих писменная втетратех беспереплету

13 Вокабол писменной на латинском с руским диалекте

14 Житие риторическое на латинском диалекте писменное

15 Пиитика на латинском диалекте писменная

16 Алвар на латинском диалекте печатной

17 Дофисея Патриарха Ерусалимская писменная на греческом диалекте с руским

18 История Ерусалимская печатная на руском диалекте

19 Иоанна Златоустаго с толкованием молитвы отче наш печатная

20 Латинская анемпа Христозова печатная

21 Лексикон латинской с немецким диалектом печатная

22 Библия на латинском диалекте писменная

23 Философия нам латинском диалекте писменная

24 Вратора перипатетика на латинском диалекте печатная

25 Регламент духовной на руском диалекте печатной

26 Пиитика на латинском диалекте писменная

27 Каталогус на латинском диалекте писменная

28 Филозофи ндиалекте писменнаяа латинском

29 Алвам печатной на латинском диалекте

30 Лексикос на латинском диалекте с русским писменной

31 Эпистоли на латинском диалекте писменная

32 Катихизис на руском диалекте печатной

33 Елим на латинском диалекте печатной

34 Книга розыск печатной

35 Библия на 5. переплетах в четверть мелкой печати

36 Календар писменной столетней в четверть

ОДЕЖДА

37 Ряса чернова бархоту подбита оберью зеленой

38 Шуба канфова черная на беличьем меху

39 Полукавтанье голевое желтое подбито китайкой голубой

40 Ряса штофная черная подбиты полы оберью а стан китайкой синей

41 Полукафтанье зеленое грезетовое подбито китайкой голубой

42 Ряса шелковой материи венгерской чешуйчатая полы подбиты оберью голубой

43 Полурясок штофной земляной полы подбиты голью голубой а стан и зенделью

44 Полурясок голевой кафенной на собольем меху

45 Ряса камфова черная побиты полы оберью зеленой а стан китайкой голубой

46 Полукафтанье желтое китайческое ветхое

47 Ряса грезетовая черная полы подбиты оберю голубой а стан китайкой голубой ветхое

48 Полукафтанье голевое оболошнова цвету подбито китайкой голубой ветхое

49 Ряса голевая кафейная ветхая

50 Одеяло голевое зеленое шитое на бумаге подложено желтым холстом

51 Флеру чернова кравчетова пять аршин с половиною

52 Платок тафтяной клетчетой желтой

53 Двои штаны лосинные да оленьи желтые новые

54 Шапка голевая зеленая обложена бархатом черным

55 Муфта песцовая подложена лисицоей

56 Перчатки лосиные желтые

57 Кумачу ветхова краснова пять аршин

58 Чайная кирынка медная

59 Ложак конфетных процменталных, пять

60 Шляпа черная поярковая ветхая

61 Четки костяные белые кистью мишурной

62 Байка травчетая настилная на стену

63 Трость натурная с клюшкой сребренной, наней пять камней хрусталных

64 Погребец дубовой в нем пять штофов Болших, да два полштофа

65 Два стакана

66 Две чарки

67 Четыре рюмки хрусталные

68 Флеру чернова восемь аршин

69 Полурясок штофной черной ветхой полы подбиты голью голубой стан китайкой голубой же

70 Полурясок китайческой синей на черном мерлущетом меху рукавы и полы опущены лисой

71 Бешмет голевой коришневой стегоной на бумаге

72 Шуба голевая коришневая налисьем меху

73 Полукавтанье голевое кафейное стегано на бумаге полы обложены голью голубой

74 Полукавтанье суконное коришневое, подбито крашениной

75 Тулуп калмыцкой бурой покрыт зеленой китайкой

76 Мантия шерстяная черная наней скрыжали по обоим сторонам бархату малинова крыло обложено прозументом золотым.

77 Кафтан краснаго сукна сшит по малороссийски.

78 Рукав лестриновой кафейной обложен бобром.

79 Клабук флеровой черной

80 камилавка грезету чернова

81 Ковер столовой травчетой красной

82 Две полки с саней медвежи крыты одна зеленые, другая голубые сукнами

83 Восемь холстинных рубах

84 Три салфетки холстинные

85 Занавесь браной холстиной

86 Две скатерти одна затрапезной фабрики клетчая Другая простаго холста

87 Перина перяная наней наволока полосатая

88 Наних наволоки холщовые белые

89 одни сапоги козловые поношеные

90 Башмаки козловые поношеные же

91 Подушка пуховая обшита красной кожай

ПОСУДЫ ОЛОВЯННОЙ

92 Семь блюд

93 Семь торелок

94 Две миски

95 Крушка

965 Самовар с крышкой вовсем весу пуд два фунта

МЕДНОЙ

97 Крушка с крышкой

98 Четвертина

99 Шандал Болшей

100 Рукомойник

101 Чайник

102 Лохань вней весу дватцеть фунтов

103 Погребец дубовой крашеной внем шесть штофов хрусталных

104 Четыре сковородки медные вних весу десеть фунтов

105 Четыре полотенца скружевами полотняны

106 Ножей с вилками шесть пар

107 Десять ложек деревянных новых

Подканцелярист Иван Зиновьев

В журнале Святейшаго правительствующаго Синода Октября 4 Июня 1764 года под № 1 м Записано,

По доношению Синодального Члена Преосвященнаго Вениамина архиепископа Казанскаго Воизвестие; о убивстве Козмодемьянскаго Спасовотчиннаго монастыря архимандрита Самсона воровскими людми ПРИКАЗАЛИ:

помянутое Доношение брать поповытью

Архивариус Иаков ЗВЕРЕВ

РГАДА