Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

АКПАРС

АКПАРС (середина 16 века, д. Нуженалы, ныне Горномарийский район РМЭ).

Сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540-50-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат. В 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство. Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань, в военной операции по взятию крепости (подкоп, штурм), в усмирении части луговых марийцев. Легенды рассказывают, что АКПАРС освободил от татар крепость на Сундырской горе Орол Кырык Салымхала. Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По преданию он договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозках вместо продуктов были воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города и крепость была взята.

Другая легенда повествует о взятии Казани. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда АКПАРС предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. ИВАН ГРОЗНЫЙ обвиняет АКПАРСА в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. «Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала».

Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью АКПАРСА. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

Именем АКПАРСА назывались земельные владения (Акпарсова сотня), занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского р-на на обоих берегах Волги (30 деревень, 923 двора, 3092 души мужского пола по состоянию на 1724 год). И.Я. Моляров, уроженец д. Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: «Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырех пониже села Чермышево или Еласов, в околодке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперед, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре, в огромный лес по Суре и Ветлуге».В последствии на земле АКПАРСА в 1583 году был основан г. Козьмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьем за десять верст от города».

Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Нико­лаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др. ), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях (нотная запись А. Сидушкиной). Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!". В июле 2006 года принято постановление Правительства РМЭ "Об увековечении памяти сотного князя горных марийцев Акпарса".

На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ . Он изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой АКПАРС играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. ШИРНИНА и С.ЯНДУБАЕВА. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились свои традиции: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя АКПАРСА и русского царя ИВАНА ГРОЗНОГО, пожимающих друг другу руки. «Паломники» дотрагиваются до царских рук и просят удачи.

О нём: «Акпарсиана: Акпарс наукышты, литературышты, фолькюрышты, искуствышты». /Сост. Г. Н. Айплатов // У сем. 1998, №3; К. А.Четкарёв. «Марийское предание об Акпарсе». (Из истории покорения Казани Иваном Грозным) // Учёные записки МарНИИ. Йошкар-Ола, 1955, вып. 7.