Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

СЕРАФИМА (ФРОЛОВА Дария Петровна)

СЕРАФИМА (ФРОЛОВА Дария Петровна) (1865 год, с.Шаркан Шарканская волость Сарапульский уезд Вятская губ. / ныне Сарапульский район Удмуртская Республика – ? год, г.Йошкар-Ола?).

Деятельница Русской Православной Церкви, игумения (с 2.07.1913 года), настоятельница (1909-1921 гг.) Богородице-Сергиевского черемисского жеского монастыря (г.Царевококшайск).

Дария ФРОЛОВА родилась в крестьянской семье, где получила домашнее образование. 20-го июня 1885 года она поступила в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. 9-го апреля 1893 года она была определена в число послушниц обители, 22-го ноября 1894-го облачена в рясофор, а 25-го января 1906 года пострижена в монашество с именем СЕРАФИМА. Определением Святейшего Синода от 14-го апреля 1909 года матушка СЕРАФИМА была утверждена настоятельницей Царевококшайского Богородице-Сергиева черемисского женского монастыря. 2 июля 1913 года архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) в кафедральном соборе Казани возведена в сан игумении. Труды монахини СЕРАФИМЫ на ниве Христовой отмечались епархиальным начальством и ранее: согласно указу Казанской Духовной консистории от 10 августа 1912 года ей было преподано архипастырское благословение.

Под руководством игумении СЕРАФИМЫ жизнь вверенной ей обители развивалась в различных направлениях. В 1912 году в Богородице-Сергиевом монастыре проживали 165 насельниц, в церковно-приходской школе в 1910-м проходили обучение 23 воспитанницы, в 1912-м — 35, в 1913-м — 29. Согласно указу архиепископа Казанского и Свияжского НИКАНОРА (КАМЕНСКОГО) от 8-го ноября 1910 года при обители открылся приют для девочек школьного возраста. В монастыре действовали стационар и богадельня, приспособленная для призрения мирских стариц, лишенных способности содержать себя личным трудом. В 1912–1913 годах в ней содержалось 7 старушек.

При содействии игумении СЕРАФИМЫ насельницы Богородице-Сергиева монастыря и священнослужители Входо-Иерусалимской церкви занимались миссионерской и культурно-просветительской деятельностью. С 1914 года при обители работала книжная лавка, с 1913-го в ходе некоторых Всенощных бдений и Литургий ектении и молитва «Отче наш» произносились диаконом на марийском языке, возгласы священника также звучали по марийски. Одним из видов социокультурной деятельности монастыря с 1912 года стали наблюдения за климатическими условиями в Марийском крае, собранные сведения ежегодно направлялись в Николаевскую главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербург.

Богородице-Сергиева обитель вела благотворительную деятельность, в ходе богослужений собирались средства, как на общецерковные, так и на епархиальные нужды. Монастырь участвовал и в социальных программах, оказывая помощь Казанскому училищу глухонемых, обществам Белого и Красного креста, детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, Обществу повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Такая всесторонняя деятельность обители под руководством игумении СЕРАФИМЫ получила высокую оценку, в 1917 году матушка была награждена золотым наперсным крестом.

После революции октября 1917 года начались гонения на Церковь. Не избежал их и Богородице-Сергиев монастырь. В 1917 году у обители были отобраны луга и лесные дачи, произведена реквизиция хлебных запасов, в 1918-м национализированы семь монастырских зданий, в распоряжение комиссариата земледелия Царевококшайского уездного совета передана пасека в 100 ульев. В 1919 году под угрозой изъятия находился и дом, в котором располагалась домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в связи с чем игумения СЕРАФИМА подавала прошение в Казанский губернский жилищно-земельный совет, в котором указывала, что попытка закрытия храма оскорбляет религиозные чувства верующих и незаконна согласно декрету об отделении Церкви от государства.

Видя твердость в вере монашествующих и их настоятельницы, власти пошли на крайние меры. 21-го декабря 1920 года по распоряжению Краснококшайского исполкома была закрыта домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. 31-го января 1921-го начался процесс ликвидации монастыря. Игумения СЕРАФИМА (ФРОЛОВА), по сохранившемуся преданию, была убита сотрудниками ЧК по дороге в Казань при попытке спасти имущество обители от разграбления. На самом деле это не так, но точная дата кончины и место погребения матушки в настоящее время не известны.