Автор проекта

Александр Соколов

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

АГАФАНГЕЛ (в миру СОЛОВЬЕВ Алексей Федорович (Михайлович)

АГАФАНГЕЛ (в миру СОЛОВЬЕВ Алексей Федорович (Михайлович)АГАФАНГЕЛ (в миру СОЛОВЬЕВ Алексей Федорович (Михайлович) (08.12.1812год, село Ильинское Шуйский уезд. - 08.03.1876год,г.Житомир \ ныне Украина).

 

Религиозный деятель, ректор Казанской Духовной Академии, епископ Вятский и Слободской, Ревельский, архиепископ Волынский и Житомирский, духовный писатель.

Сын сельского священника По окончании в 1832 году Владимирской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха. 20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания.

8 октября 1838 году АГАФАНГЕЛ был назначен библиотекарем академии, в 1841 году - соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. 28 февраля 1842 года стал инспектором Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря.

20 января 1854 года он назначен ректором Казанской духовной академии(по 1857 год) с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. Именно при нем состоялось историческое событие: в начале 1854-1855 учебного года произошло открытие единственных в России миссионерских отделений. Были определены три основные группы народностей, на которых и распространялась деятельность отделений. А именно: а) татары, б) народы монгольского племени в) чуваши, черемисы и вотяки. « В эти отделения должны были быть помещаемы те студенты высшего и низшего отделения, которые изъявят желание быть по окончании Академического курса или миссионерами, или наставниками в Семинариях Казанского Духовного Учебного округа по языкам означенных племен и по миссионерским предметам; преимущественно же должно помещать в сии отделения воспитанников тех епархий, в которых есть означенные племена». В итоге были открыты следующие четыре отделения: 1) противораскольническое, 2) противомусульманское, 3) противобуддистское и 4) черемисско-чувашское. В 1855 году АГАФАНГЕЛ стал председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала "Православный собеседник".

4 марта 1857 года АГАФАНГЕЛ был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии; с 6 февраля 1860 года был епископом Вятским и Слободским.

Памятником деятельности АГАФАНГЕЛА в Вятке было основание училища для девиц духовного звания, на 270 воспитанниц, с содержанием бесплатно 60-ти сирот. Училище это к 1869 году, расходуя до 37000 руб., имело запасного капитала уже 45000 руб., выпустив до 40 девиц с правами домашних учительниц. Кроме того, в Вятке он устроил епархиальную библиотеку, в которую пожертвовал много книг. В Вятскую духовную семинарию пожертвовал книги личной библиотеки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня. В Вятке же АГАФАНГЕЛ стал инициатором издания Епархиальных ведомостей.

С 17 июня 1866 года он - епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.

В Житомире издавал Волынские епархиальные ведомости, устроил ремесленное училище в Почаевской лавре и общежитие при семинарии.

В последние годы жизни АГАФАНГЕЛ сильно болел, заболев еще в 1875 году, когда посетил в последний раз родину, где устраивал церковь и училище.. Любитель просвещения, он был большим знатоком древних, особенно еврейского, и новейших языков, любил музыку и естественные науки, оставаясь своеобразным во взгляде на обязанности и права духовных пастырей. АГАФАНГЕЛ был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, в 1876 году критиковал проект реформы церковного суда, инициатором которой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой. Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских епархиальных ведомостях по поводу антиканоничности реформ. В самом начале своей деятельности АГАФАНГЕЛ получил печальную известность "Безыменным письмом" к митрополитам, в котором обвинял в ереси и богохульстве протоиерея Павского за перевод святого Писания, не вполне согласный с переводом семидесяти толковников.

Существовавшие славянские издания Библии он считал неудовлетворительными из-за их "темноты и неверности", которые "закрывают" истину. Он перевел с еврейского на русский язык Книгу Иова (Вятка, 1860) и с греческого языка Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860), снабдив свои переводы краткими комментариями. Издал немало брошюр духовно-нравственного содержания, но большая их часть осталась в рукописях.

После кончины погребен в Житомирском Преображенском соборе.