Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ПАИСИЙ (Петр Никифорович ЭРИН)

ПАИСИЙ (Петр Никифорович ЭРИН) (11.10.1814 год, с.Новый Усад Арзамасский уезд Нижегородская губ. / ныне Нижегорожская область – 26.08.1883 год, г.Нижний Новгород).

Деятель Русской Православной Церкви, иеромонах, игумен, основатель Михайло-Архангельского Сурского черемисского мужского монастыря Козьмодемьянского уезда ( 1873-1883 г.).

Имя игумена ПАИСИЯ (ЭРИНа) известно в православном мире в связи с любимой многими верующими книгой «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Жизненный путь батюшки тесно связан с Марийским краем. Будучи пострижен в монашество в Саровской пустыни, посетив Афон и другие святые места, отец Паисий был направлен в Казанскую епархию, где в 1873 году принял управление Сурским Михаило-Архангельским мужским монастырем. Стараниями батюшки молодая обитель на правобережье Волги была обустроена, обрела известность среди верующих, стала одним из центров христианского просвещения населения горной стороны Марийского края.

Петр родился в семье дворовых крестьян графини Багратион Никифора и Марфы Эриных. До тридцати девяти лет он жил в миру, женился на крестьянке по имени Мария, у них родилась дочь, которая впоследствии скончалась во младенчестве. Родители Петра Никифоровича поначалу пользовались особым доверием своей госпожи, но затем впали в немилость. Таким образом, семья Эриных была переселена в село Погост Владимирской губернии, где Петра определили приказчиком к купцу Акифьеву, торговавшему железом и лесом. Около 1850 года, после отъезда предыдущего хозяина в Нижний Новгород, Петр Никифорович был принят на службу к муромскому купцу Кушельникову, а затем, овдовев и будучи бездетным, решил поступить в монастырь. Благословение на монашескую жизнь дал ему протоиерей соборной церкви города Павлова Авраамий Некрасов, ученик преподобного Серафима Саровского, впоследствии духовник арзамасского Свято-Никольского монастыря. Петр Эрин познакомился с батюшкой еще будучи на службе у купца Акифьева, и тогда же попросил отца Авраамия быть его духовным наставником на всю оставшуюся жизнь.

Получив благословение на монашество и от родителей, Петр ЭРИН, по существовавшей тогда благочестивой традиции, отправился в паломничество по святым местам.

Впоследствии, он издал дневник своего паломничества по святыням Востока «Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михаило-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козьмодемьянского уезда».

Казанская епархия во второй половине XIX века переживала духовный подъем. Благодаря системе христианского просвещения Н.И. ИЛЬМИНСКОГО немалая часть коренного населения Поволжья обратилась к вере Христовой, приняла ее всем сердцем. Именно в конце XIX — начале XX века на территории Марийского края возникло сразу несколько монашеских обителей, одной из самых известных среди них стал Михаило-Архангельский Сурский черемисский мужской монастырь, основанный в 1868 году. Управлявший в то время Казанской епархией архиепископ АНТОНИЙ (Амфитеатров) находился в поисках достойного и способного настоятеля, который довершил бы благоустройство этой молодой обители и ввел между братией устав и чин монастырской жизни, существовавший в прославленной Саровской пустыни.

По рекомендации бывшего настоятеля Саровского монастыря игумена Серафима Владыка остановил свой выбор на иеромонахе ПАИСИИ (ЭРИНе), вследствие чего в 1873 году батюшка был переведен в Казанскую епархию. Побывав в Михаило-Архангельской обители, ознакомившись с ее состоянием, отец Паисий не сразу согласился взять на себя настоятельское послушание.

И все же, в июне 1873 года иеромонах ПАИСИЙ прибыл в Казань для принятия иконы великомученика Пантелеимона с частицей мощей святого, присланной из Афонского русского Пантелеимонова монастыря, и перенесения данного образа в Михаило-Архангельскую обитель. 10 июня в 20 часов вечера батюшка был утвержден архиепископом АНТОНИЕМ (Амфитеатровым) в звании настоятеля монастыря. Владыка благословил его образом святителя Григория Богослова и вручил документ о назначении, который впоследствии долгое время хранился в Михаило-Архангельском монастыре и располагался на одной из стен в трапезной.

Игумен ПАИСИЙ (ЭРИН) руководил Михаило-Архангельским монастырем в течение десяти лет. Немало трудов положил он на благоустроение обители, недаром его называли ее строителем. Батюшка неоднократно ездил в Петербург, Москву, Киев, Пятигорск, расположил к монастырю многих высокопоставленных лиц, и даже некоторых представителей Царствующего дома. Каждый год отец Паисий посещал Нижегородскую ярмарку, отыскивал здесь благотворителей, многие из которых были знакомы с ним еще по Сарову, не стеснялся ходить с кружкой по торговым рядам. Батюшку в его неизменной, поношенной ряске знали многие нижегородцы.

С первых же дней настоятельства отец ПАИСИЙ устроил при Михаило-Архангельском монастыре особый дом для приезжих, куда перенес некоторые саровские обычаи: отдельные номера для паломников, постоянную возможность получить чай и хлеб. Все это не могло не привлекать богомольцев: верующие стали во множестве посещать обитель, принося с собой в дар, кто сколько может. Кроме того, монастырю был передан участок земли размером девяносто десятин, рыбные угодья, помимо денежных пожертвований поступали продукты, одежда и обувь.

Идеалом монастырского благоустройства батюшка считал Саровскую пустынь и очень хотел, чтобы управляемая им обитель сравнялась в отношении благоустроения с наилучшими русскими монастырями. Каждый год в Михаило-Архангельской обители появлялось какое-нибудь новое здание. В строительстве двухэтажного корпуса с келиями для братии, библиотекой, трапезной и пекарней помог известный в Казанской губернии купец-лесопромышленник АТЛАШКИН. Вдобавок к двум имеющимся в монастыре деревянным церквам отец Паисий задумал строить каменный храм. Соответствующий проект был составлен в 1879 году, стараниями батюшки нашлись и благотворители. Строительство данной церкви было закончено уже после кончины игумена Паисия, в 1904 году.

Михаило-Архангельский монастырь, построенный на месте языческого капища, в тех краях, где было много некрещеных людей, задумывался как миссионерский. Просветительская деятельность считалась в обители важнейшей. С 1873 года традиционным стал крестный ход с иконой святого великомученика Пантелеимона по Козьмодемьянскому уезду, в 1876-м монастырь обрел икону Божией Матери «Скоропослушница», которая была прислана с Афона по просьбе игумена Паисия, и прославилась многочисленными чудесами на Марийской земле. 1 ноября 1874 года при активном содействии батюшки в обители была открыта школа для мальчиков, которая стала центром распространения грамотности, просвещения местного населения светом Христовой веры.

Руководимый в жизненных испытаниях духовным отцом, своевременно удерживаемый им от искушений и падений, отец ПАИСИЙ с новыми силами устремлялся на дело строения монастыря. И архипастыри Казанские, начиная с архиепископа Антония (Амфитеатрова), определившего батюшку на настоятельское место, относились к нему с большим вниманием и почтением. 31 декабря 1873 года «за исправное прохождение должности при безукоризненном поведении» отец ПАИСИЙ был награжден набедренником, 25 сентября 1874-го «за разумное и примерное управление монастырем» получил благодарность епархиального начальства. 13 июня 1876 года «во внимание к неусыпным трудам в благоустроении и управлении вверенной ему обители, и к его примерной, в духе истинного иночества, жизни» архиепископ АНТОНИЙ (Амфитеатров) возвел батюшку в сан игумена. «За отлично усердную службу» Святейшим Синодом 15 апреля 1878 года отец ПАИСИЙ был награжден наперсным крестом, а в 1882 году — палицей.

Годы настоятельства проходили в неустанных трудах, но преклонный возраст брал свое, силы оставляли ревностного инока. Несмотря на это до последних дней своих батюшка не переставал заботиться о благе обители и подчиненной ему братии. 8 августа 1883 года игумен ПАИСИЙ отправился в очередную поездку в Нижний Новгород, 22 августа он почувствовал себя нездоровым, а 26 августа скончался. Отпевание усопшего 28 августа в Алексеевской церкви Нижегородского Благовещенского монастыря совершил Преосвященнейший Макарий (Миролюбов), епископ Нижегородский. 31 августа 1883 года прах игумена ПАИСИЯ был погребен в склепе под строившимся каменным храмом в Михаило-Архангельском монастыре.

По материалам сайта: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=paisij-erin-igumen