Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

РОДИОНОВ Христофор Александрович

РОДИОНОВ Христофор Александрович (16.04.1884 год, д.Нуженалы Болыпе-Юнгинская волость Козьмодемьянский уезд Казанская губ./ ныне Горномарийский раойн РМЭ – 24.02.1942 год, Локчимлаг).

Деятель науки и Русской Православной церкви, этнограф, исследователь культуры горных мари в начале XX века, священник церкви Рождества Христова села Еласы Горномарийского района Марийской АССР. Жертва сталинских репрессий.

Современным исследователям истории и культуры марийского народа имя и творческое наследие Христофора Александровича Родионова вряд ли о чем говорит. Между тем в начале XX века он являлся одним из многочисленных добровольных корреспондентов выдающегося чувашского ученого Н.В.НИКОЛЬСКОГО (1878-1961). Руководствуясь разработанной его программой-вопросником для сбора исторических и фольклорно-этнографических материалов и опираясь на собственные наблюдения, Х.А.РОДИОНОВ в 1914 году написал и представил Н.В.НИКОЛЬСКОМУ несколько своих рукописей, в том числе описания хозяйственных занятий, культуры и быта горных марийцев.

В настоящее время описания РОДИОНОВА хранятся в фонде рукописных сочинений Н.В.Никольского Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), где имеются сведения и о самом авторе составленные в 1916 году.

Христофор родился в семье марийских крестьян Александра Никифоровича и Дарии Ивановны Родионовых. В 1894 году он поступил в Еласовское начальное училище, где окончил учение в 1897 году. В 1907-м поступил в Михаило-Архангельский черемисский мужской монастырь, располагавшийся в Козьмодемьянской уезде Казанской губернии, где в 1909-1912 годах обучался в церковноприходской школе, нес различные послушания (к примеру, в 1910 году— клиросное). В монастырской ведомости тех лет о нем записано: «Поведения хорошего, к послушаниям способен».

В 1912 году Христофор РОДИОНОВ был переведен в Казань, где проживал в качестве послушника в Зилантовом монастыре. 5 марта 1913 года он выдержал псаломщический экзамен в Казанском Духовном училище, 31 марта был определен на должность псаломщика в церковь Казанской иконы Божией Матери села Hyрма Царевококшайского уезда Казанской губернии. Здесь Христофор Александрович подвизался около года, в клировой ведомости нурминской церкви сообщается, поведения он был очень хорошего.

Решив продолжить образование, в 1914 году Х.А. РОДИОНОВ поступил в число вольнослушателей на Казанские двухгодичные миссионерские курсы. В этот период он стал одним из добровольных корреспондентов известного этнографа Н.В. Никольского.

Руководствуясь разработанной ученым программой-вопросником для сбора исторических и фольклорно-этнографических материалов, РОДИОНОВ в 1914 году представил Никольскому несколько рукописей, в которых содержались сведения о хозяйственных занятиях, культуре и быте горных марийцев (этнографическое описание обряда проводов» в армию, данные о традиционной марийской одежде, обуви, пище, размышления о причинах курения марийцами табака). Эти сведения были дополнены также наблюдениями о некоторых сторонах жизни луговых марийцев Царевококшайского, Уржумского, Яранского уездов, от чего их научная ценность только возрастала. Пытался Христофор Александрович переводить на горный марийский язык и духовную литературу. Примером тому служит работа «Новое чудесное исцеление параличной больной по предстательству преподобного Тихона Калужского Чудотворца на черемисском языке на горном наречии».

После окончания миссионерских курсов в 1916 году Х.А. РОДИОНОВ был рукоположен во диакона, а в июне 1916 года — во священника с назначением в церковь Рождества Христова села Новая Липша Чебоксарского уезда Казанской губернии (впоследствии— Звениговского кантона МАО). В 1919 году он был впервые арестован органами ОГПУ по обвинению в контрреволюции, но освобожден за недостаточностью обвинений. В храме села Новая Липша отец Христофор служил до 1925 года. В 1920 году к празднику Святой Пасхи за отлично-усердную службу был награкден набедренником.

В 1925-1930 годах батюшка совершал богослужения в Покровской церкви Паратмары, входившего во 2-й благочиннический округ Казанской епархии и располагавшегося в Козьмодемьянском кантоне МАО. 30 мая 1927 года по представлению благочиннического совета ко дню Святой Пасхи епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым), управлявшим в то время Казанской епархией, он награжден скуфьей В 1930 году отец Христофор подал заявление в Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников с просьбой о перемещении его в другой храм на свободное место или запасным священником. Это прошение было удовлетворено, и 23 июня 1930 года батюшка был переведен к церкви Рождества Христова села Еласы.

На данном приходе отец Христофор прослужил около 7 лет, показал себя исповедником Православия. С приездом его в Еласы местная приходская жизнь активизировалась. Об этом свидетельствуют и многочисленные заявления церковного совета о проведении на территории прихода крестных ходов, которые к тому моменту оставались одной из немногих доступных форм христианского просвещения населения. Среди архивных документов сохранилось также заявление батюшки в Еласовский сельсовет от 11 июля 1936 года о торжественном молебне по случаю престольногопраздника в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Отец Христофор не раз призывал жителей села начинать сельскохозяйственные работы с молитвы, соблюдать церковные праздники, относиться к происходящему терпеливо, так как претерпевшие до конца, согласно Евангелию, будут спасены. Труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1931 году епископом Марийским Иоанном (Широковым) к празднику Святой Пасхи он был награжден камилавкой, в 1936 году епископом Марийским Варлаамом (Козулей) — наперсным крестом.

Такое истовое служение священника вызывало неудовольствие властей. В 1926 году батюшка был лишен избирательных прав, в 1929 году, дав взаймы 1 рубль, что впоследствии квалифицировали как взятку, был осужден по статье 118 УК РСФСР к 1 году принудительных работ, которые отбывал в Козьмодемьянске и Йошкар-Оле. В апреле 1935 года по ходатайству Еласовского сельсовета Горномарийская районная комиссия по вопросам культов приняла решение о запрещении в Еласах колокольного звона, в 1936-м власти пытались отобрать у Еласовской церкви сторожку. Отец Христофор терпеливо переносил эти притеснения, пытаясь сохранить приходскую жизнь и возможность совершать в храме богослужения.

Видя решимость священника, его исповеднические труды власти пошли на крайние меры. 5 августа 1937 года отец Христофор был арестован и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения говорилось, что батюшка ведет контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства в деревне, восхваляет Троцкого, Зиновьева и других врагов советской власти. Конечно, эти обвинения были ложными. Особенно абсурдным выглядело утверждение следствия о том, что в феврале 1937 года в частном доме отец Христофор служил панихиду о расстрелянных в Москве партийных деятелях Рыкове, Зиновьеве и других, говоря, что «они умерли за народ» . К слову сказать, Н.И. Рыков к этому моменту даже не был арестован, а расстрелян и того позже, в 1938 году.

На единственном допросе, состоявшемся 16 августа 1937 года, отец Христофор вины своей не признал, явив себя исповедником Православной веры: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. ...По существу показываю, что я действительно человек не советский по религиозному убеждению. Потому, что советская власть борется против религии, поэтому я против». 26 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД МАССР, на котором священник Христофор РОДИОНОВ был приговорен к 10 годам лагерей. Батюшка прибыл в Локчимские лагеря Коми АССР 31 октября 1937 года этапом из Горького и скончался в заключении 24 февраля 1942 года. Погребен отец Христофор в безвестной ныне могиле на одном из кладбищ Локчимлага.