Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ШЕРЕМЕТЕВ Николай Васильевич

ШЕРЕМЕТЕВ Николай Васильевич (5.03.1804 год, с.Богородское Горбатовский уезд Нижегородская губ./ныне Нижегородская область – 6.02.1849 год, г.Нижний Новгород).
Государственный, военный и общественный деятель, штабс-капитан Лейб-гвардии Московского полка, нижегородский губернский предводитель дворянства (1846-1849 гг.), камер-юнкер, статский советник (23.03.1847 год), попечитель губернской гимназии и Дворянского института.
Самый младший из братьев ШЕРЕМЕТЕВЫХ , сыновей сподвижника Суворова генерала Сергея Васильевича ШЕРЕМЕТЕВА и Татьяны Ивановны Марченко - Николай придерживался несколько иных взглядов, чем самый старший - Сергей. Он также идет на военную службу, поступив в 1823 году прапорщиком в Лейб-гвардии Преображенский полк. Но …
Война 1812 года усилила брожение в дворянской среде. Заграничные походы, знакомство с Европой породили у многих иллюзии и соблазны. В моду стремительно входило масонство - приверженность тайным обществам, целью своей считавшим низвержение монархий и традиционных, основанных на христианстве, устоев жизни. Планы заговорщиков, основанные на масонских теориях, были один радикальней другого.
Драма разыгралась 14 декабря 1825 года, вскоре после кончины императора Александра I. Мятежники вывели на Сенатскую площадь около 3000 солдат гвардейских полков, перебив их командиров.
Недавнему выпускнику Пажеского корпуса и уже подпоручику Преображенского полка Николаю ШЕРЕМЕТЕВУ было всего 20 лет, когда он вступил в «Северное общество». Пришел ли он в роковой декабрьский день на Сенатскую площадь? Мнения на сей счет расходятся. Скорее, нет. Да и в круг заговорщиков попал, вероятно, из-за недомыслия и сентиментальности. В пользу такой версии говорит и мягкое наказание - заключение на 3 месяца в Кронштадтскую крепость, последовавшее после ареста 20 декабря 1825 года в Петербурге в доме отца.
Ведь что он до этого видел и знал? Родился в селе Богородском в имении своего отца. Не отличаясь крепким здоровьем, воспитывался вначале дома, затем в привилегированном закрытом учебном заведении - Пажеском корпусе Санкт-Петербурга. В 1820 году родители посылают его в Италию на лечение. Далее он попал из камер-пажей на службу в элитный полк (17.04.1823 год), где ему светили хорошие перспективы, карьера. Но, вращаясь в кругу передовых молодых офицеров, ШЕРЕМЕТЕВ, под их влиянием вступает в нелегальное общество …
Арест сына родители и вся семья восприняли как трагедию, и верноподданнические чувства отца были оскорблены. Варвара Петровна была свидетелем, когда прибыл великий князь Михаил на дом к ШЕРЕМЕТЕВЫМ для объявления об этом: «Государь посылает меня к вам, чтобы передать вам, насколько он огорчен случившимся с вами несчастьем; но он также вас извещает, что он не включен в несчастный заговор, то, что он, как ребенок, попался в сети. Он позволил записать свое имя в тайное общество и поступил противозаконно, потому что он присягал не принадлежать ни к какому тайному обществу, ни к ложе». Отец плачет и говорит ему: «Если мой сын в этом заговоре, я не хочу более его видеть и даже первый Вас прошу его не щадить. Я бы и сам пошел смотреть, как его будут наказывать». Великий князь говорит ему: «Государь велит вам сказать, что именно потому, что он принадлежит к такому семейству, как ваше, он не может ему простить, потому что, ежели, он простит Шереметева, но не будет иметь права наказывать других».
Сохранилась записка неизвестного происхождения того времени, из которой видно, что поручик ШЕРЕМЕТЕВ вместе с князем Кропоткиным и графом Прохольским (оба были корнетами) предстали перед военным судом. Но из-за недостатка улик следственная комиссия 5 февраля 1826 года была вынуждена освободить Николая из заключения. Вероятно, и заступничество старшего брата Сергея сыграло свою роль и спасло молодого офицера от сурового наказания. По решению военной комиссии и по Высочайшему Повелению за приналежность к тайному обществу 27 марта 1826 года ШЕРЕМЕТЕВА переводят из гвардии на Кавказ, в 43-й Егерский полк, с установлением за ним секретного надзора, который был прекращен только 29 мая 1831 года. На Кавказе он участвует в боевых действиях против горцев и персов. В начале 1827 года переведен в Ширванский пехотный полк, в мае — в Лейб-гвардии Сводный полк. ШЕРЕМЕТЕВ участвовал в боях за Аббасабад, Сардарабад, Эривань. Командующий Кавказским корпусом генерал Паскевич сообщал Николаю I, что подпоручик ШЕРЕМЕТЕВ в «делах против неприятеля проявил неустрашимость». Произведен в поручики.
Сохранилось его письмо к родителям от 18 ноября 1829 года, из которого видно, что Николай служит в крепости Грозная, а письмо посылает через Кизляр. Пишет, что находится вне опасности, и узнал из газет о награждении брата Сергея орденом Святого Владимира 3-й степени. Просит родителей о вызволении с Кавказа, что жизнь очень дорогая и 2000 рублей давно истрачены …
В конце концов, Николай Васильевич добивается от императора Николая I прощения и в связи с болезнью в 1831 году выезжает на лечение за границу – в Карлсбад, а 17 декабря 1832 года увольняется из армии в чине штабс-капитана Лейб-гвардии Московского полка. Он возвращается на Нижегородчину, в свое имение Николаевку, неподалеку от Богородского и остаток жизни проводит в трудах и заботах. Он становится почетным попечителем Нижегородского александровского дворянского института и губернской гимназии, в судьбах которых принимал активное участие, и личное, и материальное. Институт был создан по его инициативе, а гимназия при нем стала лучшей в Поволжье. С 1846-го по 1848 год Н.В.ШЕРЕМЕТЕВ занимает пост губернского предводителя дворянства (после своего брата Сергея).
Свой досуг Николай Васильевич посвящал псовой охоте и музыке, которой пленился с детства и сам неплохо пел. Варвара Петровна Шереметева, урожденная Алмазова, в ноябре 1825 года вспоминала: «Он страстный охотник до музыки, и мне всегда приятно его видеть в это время. Он не может остаться спокойным, все его тело в беспокойствие, он все еще очень толст, но ничего особенного, потому что он очень высок ростом».
Скончался, неудавшийся декабрист, в 45 лет в родовом имении селе Богородском и был погребен под алтарем богородской Успенской церкви, в фамильном склепе. Н.В.ШЕРЕМЕТЕВ был холост и наследников не имел.
П.И. Мельников на его похоронах сказал: «Человек родословный, патриот по душе и действиям, с благородным образом мыслей, глубоко сочувствующий всему высокому и прекрасному, он 15 лет жил с нами и 15 лет был предметом всеобщей любви, всеобщего уважения. Его благородные мнения у нас были мнениями общественными».
Печально сложилась судьба имения в Николаевке, которое через П.В.Шереметева хотел приобрести помещик Труворов. Послав своего доверенного по фамилии Вертлинский, он получил описание имения от 18.05.1870 года: «...из двух прудов уцелел один. Вместо парка непроходимый дикий лес, признаков дорожек нет, как и строений мало-мальских, за исключением одной избы...»

О нем: Восстание декабристов. Т.8. М.-Л.,1929; Воспоминания Бестужевых.М.,1951; В.Д.Зеленцов Декабристы-нижегородцы/ Записки краеведов. Горький,1975.