Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

СКОБЕЛЬЦЫН Юрий Владимирович

СКОБЕЛЬЦЫН Юрий Владимирович (1897 год, г.Санкт-Петербург – 1988 год, г.Ленинград).

Деятель науки, ученый-электромеханик, доктор технический наук, профессор, жертва сталинских репрессий.

Родился в Санкт-Петербурге в семье ректора Политехнического института, тайного советника. Окончил Петроградский электротехнический институт (инженер по механизации сельского хозяйства), после чего оставлен работать в Петроградском электротехническом институте. С мая 1924 по 1928 год — преподавал на факультете индустриального земледелия, в 1925 –м году — привлечен к работам Ленинградского отделения Центрального электротехнического Совета. С мая 1931 года — работал консультантом, а с сентября — главным инженером в Ленинградской областной конторе «Союз-сельэлектро». Как ученый, командировапся Наркомпросом за границу; написал ряд научных работ и учебник «Электрофикация сельского хозяйства».

Юрий Владимирович был женат на Александре Ивановне Скобельцыной. В 1935 году — выслан с женой из Ленинграда в Саратов на 5 лет, получил кафедру электрификации сельского хозяйства в Институте механизации сельского хозяйства имени Калинина. В июле 1936 года — просил ходатайства «Помполита» (так называли организацию «Помощь политическим заключенным) - пересмотре его дела и возвращении его в Ленинград. Вместо этого в ноябре 1937года последовал арест, приговор - 10 лет ИТЛ и отправка в лагерь (благодаря хлопотам влиятельных друзей в Ленинграде СКОБЕЛЬЦЫН не был расстрелян).

В 1937 году Т. А. Аксакова,известная русская мемуаристка дворянского происхождения, дочь историка и генеалога Александра Сиверса, привлекалась вместе с высланными из Ленинграда в Саратов супругами СКОБЕЛЬЦЫНЫМИ. Им, как и многим тысячам соотечественников, органы государственной безопасности инкриминировали печально известную 58 статью Уголовного кодекса РСФСР. Непосредственным поводом для ареста послужило празднование Нового 1937 года. Татьяна Александровна была приглашена домой к СКОБЕЛЬЦЫНЫМ, где собралось 10-12 человек из числа высланной ленинградской интеллигенции. В материалах дела бытовое застолье фигурировало как «преступное сборище». «Подробности этого новогоднего вечера неизгладимо врезались в мою память, поскольку много раз я их излагала в устной и письменной форме на допросах в НКВД», - отмечала Татьяна Александровна Аксакова. Хотя, в последствии, и считала, что следователь, пользовавшийся дурной славой, был с ней все же «милостив»: «По сравнению с другими, Дудкин был ко мне милостив: он заставил меня «думать», сидя на стуле, а не стоя на ногах до потери сознания; отправив в тюремный карцер «для размышления», продержал там не более часа и, бросив в меня мраморное пресс-папье, он, как мне кажется, нарочно промахнулся».

К супругам СКОБЕЛЬЦЫНЫМ следователь был не столь мягок. В жалобе Александры Ивановны СКОБЕЛЬЦЫНОЙ, поданной в январе 1940 года, указывалось, что на допросах к ней применялись методы физического воздействия. В жалобах Юрия Владимировича СКОБЕЛЬЦЫНА указывалось, что его показания сфабрикованы работниками следствия и подписаны в результате «применения незаконных приемов допроса».

В 1943 году— СКОБЕЛЬЦЫН был досрочно освобожден из лагеря с ограничением проживания. Поселился с женой в Йошкар-Оле, преподавал в Лесотехническом институте (ныне Марийский Государственный Технический Университет). 9 июля 1952 — по ходатайству Академии наук реабилитирован, судимость снята и он вернулся с женой в Ленинград. Здесь он прожил до конца своей жизни.