Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

НОВОСИЛЬЦЕВ Лука (Лукьян) Захарович

 

НОВОСИЛЬЦЕВ Лука (Лукьян) Захарович

Видный дипломат, гонец в Крым, посланник в Империю и Польшу.

Неоднократно выполнял важные дипломатические миссии.

28 ноября 1567 года вместе с Семеном АЛЯБЬЕВЫМ доставил в Москву первое сообщение о контактах марийских повстанцев с крымским ханом Девлет-Гиреем. В нем русские дипломаты А. Нагой и Ф. Писемский докладывали Ивану Грозному, что в апреле 1567 года « приехали из Нагаи ко царю в Крым [Ко]бе улан да брат его Коштевлей улан, а с ними от казанских людей от сотцкого от Адая да от Качака Мамичбердеева сына и от всее луговые черемисы послан был ко царю з грамотою Адаев брат Тогилдей. А писал деи ко царю сотцкой Адай да Кочак Мамичбердеев сын и вся луговая черемиса чтоб де царь прислал к ним царевича с воинскими людьми. И как к ним царевич с воинскими людьми придёт, и они де хотят от царя и великого князя отступити. И хотят де приступати х Казани к острогу, а по селом де по всем, московские люди служивые будут наши. А в собранье деи у нас луговые черемисы шестьдесят тысеч. И как де Кобе улан да брат его Коштевлей улан да Адаев брат Тогилдей пришли на Волгу и учали возитися и на них пришли на перевозе нагайского мурзы беглого Казыевы люди да их де громили. И Кобе улан да Коштевлей улан ушли, а Тогилдей де Адаев брат на Волге утонул. А грамота деи ко царю от казанских людей была на нём». Поэтому ногайские послы не могли предъявить казанской грамоты, а лишь рассказали крымскому хану о ее существовании.

В середине 70-х годов 16-го века Иван Грозный был в числе претендентов на польский трон и НОВОСИЛЬЦЕВ в августе 1575 года возил в Вильно несколько царских писем. Но главной задачей было "разузнать накрепко" настроения панов, какое у них "умышление" по ливонскому и элекционному вопросам, о чем были "ссылания" с Турцией, Крымом, Швецией и т. д. Поручалось также проведение сепаратных консультаций с лидерами литовской знати - Я. Хоткевичем, М. Радзивиллом и др. Таким образом, действия Новосильцева в рамках "избирательной кампании" русского царя можно расценить как разведывательные. Царь все не мог решиться на реальное участие в борьбе за польский престол и продолжал прощупывать почву.

В 1585 году ездил в Прагу с секретными инструкциями от Бориса Годунова и Щелкалова. Годунов прекрасно понимал, что кончина слабого здоровьем царя Федора приведет к мгновенному крушению его власти. В поисках выхода он вступил в переговоры с австрийским двором. По словам участника посольства Я. Заборовского, в Праге послы узнали о смертельной болезни царя Федора и прониклись уверенностью, что по возвращении в Москву не застанут его живым. В итоге пражских переговоров посол тайно договорился с австрийцами о том, что в случае смерти Федора вдова царица Ирина Годунова выйдет замуж за одного из братьев австрийского императора, который станет князем и коронованным царем московитов.