Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БАТРАКОВА Татьяна Викторовна

БАТРАКОВА Татьяна Викторовна

Деятель культуры, художник Марийского республиканского театра кукол, лауреат театральной премии им.Йывана Кырли 2007 года в номинации «Лучшая сценография» за художественное оформление спектакля Марийского театра юного зрителя по пьесе Д.Самойлова «Кот в сапогах».

Выпускница режиссерского отделения Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

За плечами у нее уже были две режиссерские работы — «После дождичка…» (2001 год) — целиком авторский, от сценария до кукол, легендарный спектакль об одиночестве и детских мечтах, которые озаряют всю нашу жизнь, и «Тили-Бом» (2006 год) — кукольный спектакль по сказке С. Маршака, в котором БАТРАКОВА выступила в качестве постановщика, художника и автора кукол. И еще шесть спектаклей в театре кукол.

Летом 2007 года стол, за которым художники обычно пили чай, вдруг превратился в сцену. Студенты актерского «кукольного» отделения Марийского республиканского колледжа культуры и искусств с этими голыми деревянными куклами пробовали копировать с экрана «видика» просчитанные до кадра движения американских мюзиклов эпохи Великой депрессии. В ноябре 2007-го состоялся первый показ нового спектакля на большой сцене театра - «Тараканья леди» по пьесе Теннесси Уильямса. Он шел 4,5 часа. Для избранной аудитории и студентов актерского «кукольного» отделения Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.

В нем было все: куклы планшетные, марионетки, типа «би-ба-бо», театр теней, живые актеры; были задействованы все уровни сценического пространства; разнообразный свет, блестящие кожаные черные плащи, звуки большого города, а с потолка лил «дождь» из кинопленки! «Римэйки» из «Вестсайдской истории», «Танцующих под дождем», «Кабаре», «Огней большого города» в кукольном исполнении возникали в лучах прожекторов на больших ступенях, поднимающихся в небо справа и слева по сцене, — как бы ступени знаменитого кинотеатра «Кодак» в Лос-Анджелесе, где вручают «Оскар». А под ступенями — клетушки-комнатки, «тараканники», в которых любят, ругаются, бегают друг за другом с ножом, продаются и покупаются обитатели «французского квартала», легендарного «золотого гетто» Нью-Орлеана середины прошлого века (пьеса Уильямса написана в 1941 году), этой гигантской творческой «общаги», где в одном пространстве с героями спектакля жили Элвис Пресли, Луи Армстронг, Марк Твен.

…Когда зажегся свет, зал устроил овацию, творилось что-то похожее на истерику: зритель словно «вывихнулся» душой…

Рецензий на «Тараканью леди» в прессе не было весь год. Спектаклей — тоже. Уильямс, с «их» проблемами, с «их» Америкой, с «их» безработными актрисами и писателями, оказался несвоевременным: своих проблем хватает. Зритель как бы вступил с этим странным спектаклем в затяжной поединок-противостояние: «Тараканья леди» могла «выжить» на сцене бюджетного театра, только «укоротившись», как того негласно требовало расписание движения городского транспорта. Пока ждали, что предпримет сама Батракова, думали вслух, «курили», пили кофе, Татьяна незаметно сделала еще один спектакль, по мотивам «Колобка», — «Колыбельная», про девочку, которая путешествует во времени и пространстве в поисках мамы и любви…