Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

САЙДАШЕВ Ахмедзян Яхьич

 

САЙДАШЕВ Ахмедзян Яхьич (1840 год, деревня Татарский Кабан Лаишевский уезд Казанская губерния (ныне Лаишевский район РТ) – 1912 год, г.Казань).

Известный татарский предприниматель, общественный деятель и щедрый благотворитель.

Происходил из крестьян деревни Большие Янасалы Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Камскоустьинский район РТ). Но появился на свет в деревне Татарский Кабан Лаишевского уезда, где еще в начале 19 века обосновался глава рода, имам Яхья Сайдашев. Младший сын в большой и дружной семье деревенского муллы, умный и целеустремленный юноша, обладавший живым и чрезвычайно общительным характером, Ахметзян рано начал проявлять интерес к торговле и другим “мирским” делам, довольно равнодушно относясь к перспективе занять место отца в сельской мечети.

Начинал он с мелочной купли-продажи в родном уезде и постепенно, где хитростью, а где и безжалостной экономией, сумел собрать необходимые средства для открытия в Казани собственной лавки. Именно в губернском центре молодой, амбициозный предприниматель сумел развернуться в полную силу. В 1870 году Ахметзян САЙДАШЕВ учредил в Казани Торговый дом по продаже чая и кожевенных изделий. Затем в течение нескольких лет купец умудрился оставить позади себя многих конкурентов и утвердиться в качестве своеобразного монополиста на казанском рынке. Это было время головокружительного успеха: современники стали называть Ахметзяна “чайным королем”.

Но не в его правилах было останавливаться на достигнутом. Обладая внушительным капиталом, купец решил направить его на скупку земли, недвижимости, организацию промышленного производства. В 1890 году, купив у наследников купца Желтухина 3616 десятин земли (а всего САЙДАШЕВУ в Царевококшайском уезде принадлежало 4 011 десятин ) и стекольно-скипидарный завод, находившийся при селах Воскресенском и Петровском Царевококшайского уезда Казанской губернии, предприниматель 17 июня 1894 года учредил на паях одно из первых в татарской истории акционерных обществ - “Торгово-промышленное товарищество Ахметзян Сайдашев с сыновьями и Бакий Субаев в Казани” с весьма солидным уставным капиталом в 500.000 рублей. Продукция этой фирмы - чай, сахар, стекло, аптечная посуда, бутылки - сбывалась в Казани, Ростове-на-Дону, Кавказе, на Нижегородской ярмарке, а также некоторых государствах Европы.

За первый год деятельности товарищества прибыль составила: со стекольного дела — 56 015 рублей 38 копеек, с мехового дела — 29 817 рублей 95 копеек, с чайного дела — 22 904 рубля 29 копеек. Всего валовая прибыль составила 108 737 рублей 62 копейки.
В селе Петровском САЙДАШЕВ открыл церковь, закрытую ранее С. Желтухиным. Часть средств на содержание притча он взял на себя, а часть отдавали из заработной платы рабочие стекольной фабрики. При церкви было открыто церковно-приходское училище, помещение для которого предоставил тоже САЙДАШЕВ.
Наряду с этим он предоставил еще два помещения для земской и мусульманской школ, а также оплачивал услуги лечащего земского врача для рабочих фабрики. Особняк, принадлежавший помещикам Желтухиным, купец обустроил для летнего отдыха своей многочисленной семьи.

Отношения с рабочими были традиционными для того времени. Они определялись простой формулой: «Работать больше, платить меньше». В фабричной лавке товары продавались втридорога. Рабочих подобное положение дел не устраивало, и они неоднократно жаловались в местную администрацию и фабричную инспекцию. По этому поводу А. Я. Сайдашева дважды привлекали к ответственности и приговаривали к штрафу. Вот что писал исполняющий обязанности старшего фабричного инспектора Казанской губернии инженер-технолог Акупцевич: «Рабочие стекольных заводов, состоя должниками товарищества, поставлены в настоящее время в тяжелое материальное положение, благодаря практиковавшейся принудительной системе расплаты товарищества с рабочими припасами и товаром вместо денег, в ущерб материальным интересам рабочих, с явной для них обидой». Рабочие жаловались также на задержание администрацией фабрик паспортов у лиц, желавших уволиться с работы, на несвоевременный их расчет.

В то время промышленниками активно использовался детский труд. Согласно сведениям царевококшайского уездного исправника А. Спиридонова, в 1894 году при стекольных фабриках Сайдашевых работало 38 детей, из них 19 были четырнадцатилетнего, 12 — тринадцатилетнего и 7 — двенадцатилетнего возраста.
В конце 19 века Ахметзян САЙДАШЕВ, уже прославившийся как удачливый предприниматель и щедрый благотворитель, не раз помогавший обездоленным, старикам, погорельцам, завоевал солидный авторитет в глазах казанских татар. Он был организатором первой в национальной истории мусульманской богадельни. Кроме того, Сайдашев стал известен и в качестве признанного лидера мусульман в борьбе за их духовные права и свободы, организовавшего общероссийскую петиционную кампанию по отмене закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства от 12 июля 1888 года, требовашего от претендентов на звание имама сдачи специальных экзаменов и обязательного знания разговорной русской речи.
Опираясь на единомышленников, он принялся за организацию долгосрочной акции по составлению ходатайств от мусульман Казанской и других губерний. Агитацию среди деревенских татар купец проводил также через своих торговых агентов и многочисленных родственников. Результат не заставил себя долго ждать. Уже в самом начале 1889 года губернские инстанции буквально утонули в письменных заявлениях от крестьянских обществ, требовавших не ограничивать права приходских священнослужителей.
Общественные позиции предпринимателя укреплялись с каждым днем. За глаза горожане уже называли САЙДАШЕВА “татарским губернатором Казани”. Власти же, крайне недовольные общественной активностью купца, даже подумывали о высылке его за пределы губернии. Вероятно, этими обстоятельствами объясняется отказ в 1898 году Казанского отделения государственного банка предоставить достаточно успешному предприятию Сайдашева обещанные кредиты. В результате его фирма через некоторое время попала в очень тяжелое положение и оказалась на грани банкротства.

Вследствие приостановления работы фабрик крайне тяжелым было положение рабочих. «Во время действия этих фабрик производство их превышало 300 000 рублей в год, причем заработок мастеров состоял от 100 до 350 рублей в год, чернорабочих — от 40 до 80 рублей, общее число людей, занятых работой, доходило до 1 000 человек… на заработок мастеров и рабочих при фабриках существовало до 1 500 душ, которые ныне с прекращением действия фабрик остались без всяких средств к жизни и должны будут разойтись в разные места, где кормильцы семей найдут себе новый труд, а церковь должна будет закрыться… Остановка действия фабрик особенно тяжело отразится для 211 мастеров и рабочих, принадлежащих к местному Петровскому сельскому обществу, не имеющему земельных наделов и крестьянского хозяйства, с семьями состоящих 471 человек и поселившихся при фабриках 92 мастеров и рабочих, не принадлежащих к местным крестьянам, с семьями составляющих 308 человек». По сведениям царевококшайских уездных исправников, дело доходило до волнений.
Тем не менее САЙДАШЕВУ удалось благополучно пережить многочисленные судебные тяжбы и сохранить если не былые, но и не последние позиции в купеческом мире.

Вскоре после этого А. Я. САЙДАШЕВ создал «Алексеевскую промышленную артель Стекольного завода», куда помимо основных вкладчиков вошли мастера, рабочие и другие специалисты данных фабрик, принадлежавших Б.-Ф. Г. Сайдашевой и взятых у последней в аренду. Всего в числе пайщиков состояло 125 человек.
Артель производила разного рода стеклянную продукцию: аптечную и домашнюю посуду, бутыли разных емкостей и размеров, баллоны, чернильницы, ламповые стекла и резервуары для ламп и прочее. Согласно отчету «Алексеевской промышленной артели стекольного завода», составленному на 1 января 1904 г., чистая прибыль за год составила 5 022 рубля 9 копеек.
Ему было присуще стремление быть первым во всех сферах общественной деятельности. Он стоял у истоков Мусульманского благотворительного общества, на протяжении нескольких десятилетий возглавлял мусульманскую группу в городской Думе, активно участвовал в работе партии “Иттифак аль-Муслимин”, являлся ведущим финансистом джадидского образования в Казани и губернии. Несмотря на идеологические расхождения и сложные личные взаимоотношения с молодыми писателями, поэтами и журналистами, он охотно помогал им, предоставлял слово на страницах своей газеты “Баянэльхак” (“Изложение истины”) ( с 1906 года), печатал их книги в собственной типографии.

Многое сделал купец и для благоустройства Казани.Директор (член) Губернского попечительского совета о тюрьмах (1891-1892 годы).