Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КРЮКОВ Александр Семенович

КРЮКОВ Александр Семенович (1770 год – 1844 год, Тульская губ.)

Государственный, военный и финансовый деятель, статский советник, нижегородский вице - губернатор и губернатор (23 декабря 1818 года – 12 сентября 1826 года), губернский предводитель дворянства (1831-1837 гг.).

В 1810 году Нижегородскую губернию ревизовал сенатор П.А.Обресков. Ревизия закончилась тем, что правительство решило произвести замену нижегородского вице-губернатора. На место не очень расторопного и без достаточных к тому способностей статского советника А.Я. Плюскова из Петербурга прислали Александра Семеновича КРЮКОВА.

Александр Семенович Крюков происходил из древнего боярского рода. Предок Крюковых, Салах-Эмир мурза, не поладил с ханом Едигеем и выехал из Золотой Орды к сопернику Дмитрия Донского, Великому князю Рязанскому Олегу Ивановичу. В 1371 году этот мурза крестился и принял имя Иван Мирославич. Вот праправнук его, Тимофей, прозванный Крюк, и был родоначальником Крюковых. Бояре Крюковы были в родстве с Апраксиными, Ханыковыми, Хитрово. В общем, древний знатный род, внесенный в VI часть родословных книг Московской и Тульской губерний. Родовой герб дворян Крюковых был весьма символичным - два крюка, положенные крестообразно на шпагу. До своего назначения в нижегородским вице-губернатором КРЮКОВ успел шестнадцать лет прослужить в конной гвардии и двенадцать - директором Государственного заемного банка.

В 1782 году поступил на службу в конный лейб-гвардии Преображенский полк и дослужился до ротмистра. При императоре Павле, известном своей «любовью» к «гвардейским янычарам», когда за год в конной гвардии сменились почти все офицеры, КРЮКОВ карьеру решил делать на гражданской службе. В 1797 году ему было присвоено гражданское звание титулярного советника. В 1798 году высочайшим указом пожалован в надворные советники и определен директором Государственного заемного банка для дворян и городов.

«Чем же занимался банк Крюкова? Долги, проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Более того, именно мелкие и средние провинциальные помещики, менее нуждающиеся в деньгах на покупку предметов роскоши и дорогостоящих импортных товаров и довольствующиеся «домашним припасом», реже входили в долги и прибегали к разорительным финансовым операциям. А вот столичное дворянство, начиная с екатерининских времен, поголовно было в долгах. Одалживая же под залог крепостных душ и земельной собственности большую сумму, помещик сразу соблазнительно просто получал в свои руки нужное ему количество денег. В те времена жить на средства, полученные при закладе имения, называлось «жить долгами». Предполагалось, что дворянин на полученные при закладе деньги приобретет новые поместья или улучшит состояние старых. А затем, повысив таким образом свой доход, получит средства на уплату процентов и выкуп поместья из заклада. Но в большинстве случаев дворяне просто проживали полученные в банке суммы, тратя их на покупку или строительство домов в столице, туалеты и балы. Многие дворяне перезакладывали уже заложенные имения, что влекло за собой удвоение процентов, которые начинали поглощать значительную часть ежегодных доходов от деревень. И вновь приходилось делать долги, вырубать леса, продавать еще не заложенные деревни …»

КРЮКОВА ценили. От государя за службу в банке Александр Семенович был удостоен в 1807 году бриллиантового перстня. Так что опыта у нового вице-губернатора было хоть отбавляй. С первого же дня КРЮКОВ с головой ушел в работу. Не только исполнительный, но и инициативный, что, согласитесь, весьма ценно, новый вице-губернатор становится незаменимым помощником губернатора А. М. РУНОВСКОГО. КРЮКОВ так справлялся со всеми возложенными на него обязанностями, что уже через год был награжден орденом св. Анны II степени. Он прекрасно знал нужды и чаяния русского поместного дворянства, т.к. сам владел 600 тысячами душ в Тульской губернии.

1812 год, для победы над Наполеоном требовалось не только срочно собрать народное ополчение, но и немалые денежные средства. Не дожидаясь возвращения РУНОВСКОГО с кавказских минеральных вод, где тот поправлял пошатнувшееся здоровье, КРЮКОВ начал сбор денег самостоятельно, тем более для бывшего директора банка это было привычной работой. Обладая большими организаторскими способностями, он создает комитеты пожертвований на нужды армии. Предводители дворянства принимают решение собрать средства на мобилизацию рекрутов и их экипировку. Дело было проведено настолько успешно - удалось собрать более 52 тысяч рублей, в 2,5 раза больше, чем планировалось ранее, что КРЮКОВ удостоился устной благодарности знаменитого генерала князя Дмитрия Ивановича Лобанова-Ростовского, на которого была возложена обязанность формирования резервной армии. На эти деньги, кстати, были сформированы 8 пехотных и 4 егерских полка - целых две пехотных дивизии. И, наверное, это объясняется не только патриотическим воодушевлением местного дворянства, но и непосредственным влиянием самого вице-губернатора.

После смерти РУНОВСКОГО КРЮКОВУ, оставшемусяся на посту вице-губернатора, пришлось почти полгода исполнять обязанности гражданского губернатора. Да и первое время после приезда нового губернатора, к тому родственника, С.А. БЫХОВЦА, КРЮКОВ сам решал наиболее ответственные вопросы. Александр Семенович занимается повторными мобилизациями рекрутов, сбором средств на нужды армии, размещением и питанием пленных, организацией медицинской помощи населению губернии, оставшемуся практически без лекарей. И опять с делами Александр Семенович справляется преотлично.

После окончания войны для Крюкова наступило более-менее спокойное время. Вернулись живыми и здоровыми сыновья-офицеры. Его самого произвели в статские советники. КРЮКОВЫ (а точнее, его жена) купили дом на главной улице города (сейчас в нем располагается областной суд Нижнего Новгорода). Сохранилась купчая, из которой следует, что «дом этот 4 мая 1811 года продан майором Петром Лукиным сыном Михайловым за 8 тысяч рублей ассигнациями супруге статского советника Александра Семеновича Крюкова Елизавете Ивановне и наследникам ее». Кстати, не только Александр Семенович отличался предприимчивой жилкой, но и супруга его от него не отставала: по ее распоряжению купленный каменный дом она соединила с флигелем, который тоже надстроила. Дом несравненно преобразился, и хозяйственная вице-губернаторша продала его казне уже за 30 тысяч рублей. Кстати, именно в этом доме у губернатора Бутурлина бывал А. С. Пушкин, проезжавший через Нижний в 1833 году. Так что, прибыв в Нижний Новгород «яко благ, яко наг, яко нет ничего» КРЮКОВ за короткий срок поправил свое материальное положение, в частности приобрел имение в 400 душ. Что дало ему возможность впоследствии баллотироваться в нижегородские предводители дворянства.

Но 15 августа 1816 года дотла сгорела ярмарка в Макарьеве, и главным делом нижегородской администрации стало возведение в Нижнем Новгороде нового ярмарочного комплекса взамен сгоревшего. КРЮКОВ согласовывает технические моменты строительства, подписывает нужные бумаги, отдает приказания. Тем не менее пока ему приходилось быть вечно вторым. И казалось, что так и останется Александр Семенович навсегда вице-губернатором, но тут подвернулся случай: губернатор БЫХОВЕЦ попал под суд, место освободилось. Вот тут-то и вспомнили о незаменимом вице-губернаторе, и в 1818 году 23 декабря он наконец-то занимает так манившее его кресло.

Благо, все дела были знакомы новому губернатору - как-никак целых восемь лет он по существу управлял губернией. Пожалуй, главной заботой была ярмарка. Перенесенная в Нижний Новгород из Макарьева в 1817 году, она притягивала сюда ежегодно более двухсот тысяч купцов и покупателей, что в 10 раз больше, чем жителей в городе. Это потребовало коренного преобразования Нижнего Новгорода, строительства гостиниц, доходных домов, а главное - включения территории ярмарки в общую градостроительную систему Нижнего Новгорода. В 1818 году немалые заслуги КРЮКОВА в строительстве ярмарки правительство отметило орденом святого Владимира IV степени.

Преобразование нижней части города было начато архитектором А. Бетанкуром в 1819 году. В 1821 году КРЮКОВ сообщает в столицу, что осуществление плана 1804 года «из-за крутых гор, глубоких оврагов и по другим причинам» невозможно, что на обращенных к Волге косогорах ютятся «делающих безобразие» 528 домов нижегородской бедноты, «в городе только тридцать зданий каменных, да и те, за исключением казенных, незначительны». Был составлен новый план, кстати, на основе предложенного Бетанкуром и в 1823 году был утвержден Александром I, став на десятилетия основой для развития города. В Нижнем началось грандиозное строительство. Современники так описывали строящуюся ярмарку: «Мы нашли большую часть сего огромного предприятия совершенным. Главные корпуса, определенные для жительства губернатора, для помещения банков, биржевой залы, ресторации и пр. и пр., кончены, равномерно и значительная половина гостинаго двора; нет сомнения, что ярмонка перейдет из балаганов в новый гостиный двор». Соседняя с ярмаркой Кунавинская слобода тоже преображалась: запущенные до того улицы приводились в порядок, на месте старых лачуг строились большие двухэтажные дома. «Дома строятся в два этажа, деревянные, по планам, выдающимся из строительного комитета, и расположены со всеми удобствами для пристанища в них приезжающих на ярмонку». 24 августа 1822 года состоялось освящение нового каменного гостиного двора. «Посреди главной площади, против биржевого зала, нарочно устроена была большая галерея, по которой Преосвященный Моисей, епископ Нижегородской и Арзамасской, с многочисленным духовенством совершал молебствие с водосвятием и окроплял ярмонку святою водою. После сего г. гражданский губернатор А. С. Крюков дал в большой зале губернаторскаго дома завтрак, на который приглашены были все чиновники и духовенство. С сего самого дня уже развевался флаг ярмонки, как знак ея существования».

К сожалению, не все получалось гладко у Александра Семеновича: с 1823 года начинается тяжелая полоса в жизни А.С. КРЮКОВА, т.к. его юная дочь остается вдовой с тремя крошечными детьми на руках. Тогда же разгорелся крупный скандал. Во время ревизии Нижегородского уездного казначейства были обнаружены огромные по тем временам хищения. Некто Попов, назначенный казначеем, умудрился за шесть лет украсть 730 тысяч рублей! Причем вора-казначея на этот пост рекомендовал в свое время Крюков. Контроль за финансами, которые рекой потекли на строительство ярмарки, был поставлен из рук вон плохо, что непростительно для губернатора - бывшего банкира. Началось следствие. Попов был арестован и умер в тюрьме во время следствия. К счастью для КРЮКОВА император счел возможным оставить проштрафившегося губернатора на месте. В этот раз повезло, но за следующий «проступок» Александру Семеновичу пришлось ответить. Декабрь 1825 года. На всю Россию раскатилось эхо от грома выстрелов на Сенатской площади в Петербурге. Двое сыновей КРЮКОВА, Александр и Николай, члены Южного общества декабристов, оказались замешанными в мятеже и были арестованы. Родители до последнего момента надеялись, что дело не дойдет до суда. Ходатайство о разрешении обоим братьям, поступить рядовыми в отдельный Кавказский корпус, было отклонено. После вынесения приговора отец настолько был удручен, что у него начались нервные припадки. Все это не могло повлиять на исполнение им служебных обязанностей. А пришедший к власти Николай I не мог держать в губернаторах человека, позволившего более шести лет расхищать государственную казну и к тому же воспитавшего двух государственных преступников – декабристов.

Без лишнего шума 12 сентября 1826 года КРЮКОВА перевели на службу в департамент Герольдии, следить за сохранностью архивов с дворянскими родословными. Пять лет тихо прослужил бывший губернатор архивариусом, а потом о нем опять вспомнили. 13 января 1831 года нижегородские дворяне избрали его своим предводителем, несмотря на то, что он являлся тульским, а не нижегородским дворянином. (Впрочем, эта несуразность была вскоре устранена: 9 февраля 1831 года по определению Нижегородского дворянского депутатского собрания род КРЮКОВЫХ был внесен в четвертую часть дворянской родословной книги Нижегородской губернии.) Их расчет оказался правильным: со своими новыми обязанностями КРЮКОВ справлялся отлично. Два трехлетних срока продержался Александр Семенович на этом выборном посту. Он защищал интересы дворян в суде и других инстанциях, утрясал различные недоразумения и конфликты между соседями по имениям, требовал современного документального подтверждения дворянского происхождения при запросах из департамента герольдии.

По его предложению в 1834 году были собраны деньги для строительства Благородного пансиона на 30 человек при губернской гимназии, который через десять лет послужил основой для учреждения Нижегородского Александровского дворянского института. В 1837 году КРЮКОВ уехал в свое родовое имение в Тульской губернии, где и в последствии скончался. Жена - Елизавета Ивановна Манжен. Сыновья - Александр (14.01.1793-3.08.1866 гг.), Николай (1800-30.05.1854 гг.), Платон (1809-1830 гг.), дочь - Надежда (1804-1823 гг.), в замужестве за Н.Н. Бековичем-Черкасским.