Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА СВЯТО - ИЛЬИНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА РУССКИЙ КЭЛЕМАР ПИБАЕВСКОЙ ВОЛОСТИ ЯРАНСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ныне Килемарский район РМЭ)

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА СВЯТО - ИЛЬИНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА РУССКИЙ КЭЛЕМАР ПИБАЕВСКОЙ ВОЛОСТИ ЯРАНСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ныне Килемарский район РМЭ). По материалам Исторического музея города Санчурска и Государственного архива Кировской области.

Свято-Ильинская церковь села Килемары построена более 100 лет назад. В Историческом музее города Санчурска Кировской области сохранились сведения об этом приходе и о том, как строилась церковь.
«ПАРАГРАФ 26. 1880-1907 годы ПОБЕДОНОСНОЕ ТОРЖЕСТВО ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ НАД ИСКОННЫМ ВРАГОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ
В приходе Царевосанчурской Владимирской церкви со времени самого открытия состояли на дальнем расстоянии две деревни - Шум в 26 верстах и Кэлемар в 30 верстах. Жители их не отличались благонравием и благочестием. В Шуме, как пограничной деревне Вятской губернии с другими, при откупах находился кабак, где вино продавалось по удешевленной цене. Пьянство, разврат, воровство, бесчинство, самоубийство развелись до nec ultra plus. Влияние церкви на них было самое слабое. Посещались причтом эти деревни только два раза в год, перед Рождеством да Пасхой. Долг исполняли  и св. причащение опускали. И как было опасно появляться в таком селении какому-нибудь …
И вот в один год (1878) во время славы Рождеством, мальчишки, окружившие священника  кричали: «Здесь священника не принимают, здесь живет раскольник». За два - три года пред сим некоторые из черемис д.Кэлемара, живущих в глухом лесу, вздумали выехать на тракт, в 3 верстах от Шума, и стали приглашать желающих с ними поселиться. Нашлись охотники из малоземельных помещичьих крестьян. В числе их и был допущен поселиться раскольник. Это был крестьянин Сабанерского(?) прихода д.Осиновки Чернобровкин, последователь секты странников с семейством из 5 человек, крещенных вне церкви по раскольническому обряду. Действительно, он не впустил священника с крестом в дом. Что было делать? Оставлять его здесь жить.
Жители - народ неразвитый, слабый по вере и благочестию. Живет близ леса, простирающегося на 60 верст до самой Волги. Он расплодит раскол. Тотчас же я (это пишет Благочинный) лично обратился за советом к уездному Исправнику, одному из благороднейших и гуманному начальнику Никанору Ивановичу Сасачакову (Сасачанову?). Исправник сказал: «Нельзя ничего поделать, если приговор о принятии ( его, раскольника) утвержден Казенной Палатой.» (Я) бросился за справкой в волостное управление. Оказалось, что приговор готов, но пока не отправлен. Немедленно отправился в деревню убедить крестьян, чтобы они отказались от принятия (раскольника) в общество. Цель была достигнута. Новая помеха: черемисин, продавший дом, успел израсходовать двадцать пять рублей и возвратить, как очень бедный, не имел средств. Пришлось дать ему их. Но, слава Богу, его удалили из деревни, и он со всем семейством отправился на жительство на Урал. Летом же я открыл в Русском Кэлемаре школу грамоты, а через 18 (17, 14? лет) Земство преобразовало школу грамоты в Земское училище и учителем в него послало заштатнаго дьякона , студента семинарии. На душе пастыря полегчало. Народ стал попросвещаться. Появились земские начальники. В Царевосанчурск был определен из преподавателей Семинарии Григорий Григорьевич Луппов - друг крестьян и неусыпный деятель по улучшению их быта. Изложив в докладе на имя Преосвященного Алексия, он и я (будучи благочинным) о слабом религиозно-нравственном состоянии жителей сих деревень, просили Владыку походатайствовать об открытии здесь самостоятельнаго прихода на правительственные средства. Владыка согласился и послал благочинному из своих средств на начало дела 79 рублей. От имени прихожан Комитет обратился за помощью к Иоанну Кронштадскому. Прислал 100 рублей. В Яранске скончался состоятельный купец, на свои средства устроивший мужской … монастырь и оставивший значительный капитал для помощи будущим церквам. Крестьяне обратились за помощью в Комитет по раздаче пособий. Было прислано 450 рублей. В городе жил благочестивый торговец деревни Шишовки крестьянин Петр Ухов. Он перед смертию написал завещание не жене, имевшей алкогольную слабость, а в пользу духовного ведомства, на содержание и укрепление бедных церквей. Преосвященный Алексий, знавший бедность иноверческого прихода, из капиталов Ухова выделил на построение храма в Кэлемарах 600 рублей. Протоиерей Котельнического собора о. Серапион Кувшинский, не имея наследниками никого из детей, по духовному завещанию отказал на построение церкви в Кэлемаре тысячу рублей. Но к удивлению православных и к прославлению имени Божия новому бедному селу оказал большую помощь один старообрядец, благочестивой жизни, лесопромышленник деревни Пигозиной Алексей Давидович Козырев. На постройку храма беспошлинно был отпущен лес, но такой дачи, где бревна были неровной толщины- у корня в 6-7 вершков, а в вершине 3-4 вершка. Лес, не подходящий для постройки храма члены строительного Комитета отдали настоятелю церкви, (узнав) что в полутора верстах от них идет выработка леса для сплава. Лес отличный, сосновый. Условия получения таковы, что если до сплава промышленник не успеет весь выработать, лес остается в пользу казны. Оставалось сроку неделя, много дел. Узнав о сем, я лично отправился к Козыреву, и он дал приказ Управляющему об отпуске и рубке леса. Крестьяне в неделю успели нарубить и вывезти чуть ли не на всю церковь таких бревен, у которых комель и вершина одних и тех же вершков, чистых и гладких, как свеча. Перед освящением один богатый купец из Яранска Рощин пожертвовал для звона комплект колоколов. Таким образом, под действием промысла Божия и усердием благотворителей, сверх чаяния, в самом бедном приходе возник благополучно устроенный храм Божий в июле 190…(последней цифры нет – прим. А.С.) года освященный. На содержание причта из священника и псаломщика, крестьяне выделили из своих земельных участков 50 десятин пашенной земли, дали согласие платить по 70 копеек в год с венца, а правительство ассигновало 600 рублей из государственного Казначейства».

В архивных фондах Вятской духовной Консистории и архивной коллекции рукописных и старопечатных книг имеются следующие сведения об Ильинской церкви: «с. Новый Кэлемар Яранского уезда. Приход открыт по указу Синода от 20 июля 1909 г. За № 10487. Церковь построена в 1905 году, деревянная. Престол в церкви один во имя Святого пророка Илии»»». В Ведомостях об Ильинской церкви в селе Новом Кэлемаре Яранского уезда Вятской епархии на 1910 год указано следующее: «Церковь построена в 1905 году тщанием частных благотворителей и помощью прихожан, зданием деревянная на каменном фундаменте с такою же колокольницею. Крепка. Крыта тесом, купола и главы железом. Престолов в ней- один, в честь Святого пророка Божия Илии. Утварью недостаточна. По штату при ней положены : священник, псаломщик и просфорня. Жалования положено: священнику 450 руб., псаломщику 150 руб., просфорне - 36 рублей. Кружечных доходов за 1910 год положено 184 руб.49 коп.» Земельный участок при церкви составлял: усадебной ( земли) вместе с погостом церковным- 5 десятин, пахотной- 10 десятин 1834 кв.саж., из них неудобной- 2 десятины. 1608 кв.саж., всего- 56 десятин.288кв.саж. В ведомости отмечено также, что пахотная и сенокосная земля находится во владении крестьян починка русского Кэлемара и Черемисского Кэлемара. План на землю, выданный 22 апреля 1903 года за № 918, хранится в церковном архиве. При церкви имелись деревянные дома церковнослужителей, построенные на средства «прихожан и жертвователей в 1905 году». К церкви были приписаны три деревянные часовни в деревнях: Малый Ломбенур, Черемисский Кэлемар, Шум. Школы при храме не имелось.

Данные о прихожанах церкви:

В Русском Кэлемаре    мужчин    женщин
черемис    6    7
русских    47    47

В Черемисском Кэлемаре        
черемис    46    43
русских    -    -

В деревне Шум        
черемис    2    6
русских    71    89

В д.Большой Ломбенур        
черемис    72    74
русских    22    26

В д. Малый Ломбенур        
черемис    36    33
русских    7    12

Итого:    313    335

Сведения давали в 1909 году священник Илья Суворов и псаломщик Роман Байнов.