Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

125-ЛЕТИЕ ЧАВАЙНА ОТМЕТИЛИ В ПИТЕРЕ

125-ЛЕТИЕ ЧАВАЙНА ОТМЕТИЛИ В ПИТЕРЕ

Вчера, 6 октября 2013 года, группа «питерских» марийцев собралась, чтобы отметить юбилей знаменитого Сергея Чавайна (1888-1942) - деятеля культуры Мари Эл, погибшего в годы репрессий.

Сын Ксенофонта Четкарева – известного марийского фольклориста и этнографа (последнего собирателя сказок в Европе в середине 1930 годов у народных сказителей) Вячеслав Четкарев – рассказал о дружбе отца с Чавайном и продемонстрировал автографы Чавайна, которые его отец смог уберечь в годы репрессий от уничтожения. Это не только документы, связанные с самим Чавайном, но и вообще с историей мари. Например, собравшиеся держали в руках никому не известные ноты языческих мелодий, которые издатели в свое время изъяли из сборника К. Четкарева.

Особый интерес собравшихся привлекла простая школьная тетрадка, исписанная от корки до корки рукой Ксенофонта Четкарева: непосредственно в нее он записывал от матери Чавайна детские сказки, которые она рассказывала будущему основоположнику марийской литературы еще в конце 19 века. На обложке густо зачеркнуто: Татьяна Чавайн, деревня Чавайнур (с большим трудом можно разобрать буквы). А сверху подписано: Татьяна Анисимова. Это псевдоним, который придумал для нее К. Четкарев, и которым не только спас от преследования саму Татьяну Анисимовну, но и с которым он пустил ее сказки в научный оборот. Сама экспедиция в Чавайнур не была официальным мероприятием: Сергей Чавайн просто пригласил к себе друга и познакомил с матерью, попросил ее рассказать сказки, которые она знает. Только поэтому никакой официальной информации о существовании этих текстов и было, и появление сказительницы Т.Анисимовой  прошло спокойно. А сама тетрадь сохранилась до наших дней.

Эта встреча проходила в той самой квартире на Стрелке Васильевского острова, где жил после войны директор МарНИИ К.А. Четкарев. Сюда, в Ленинград, в Академию Наук он приезжал по делам. Например, продвигая издание первого в истории альбома «Марийская вышивка» и сборника «Марий калык муро» («Марийские народные песни»), или работая над докторской диссертацией, а также над изданием своих книг.

Присутствовавшие, участники объединения «Ош кече», могли видеть десятки томов документов из личного архива К. Четкарева (над описанием которого уже несколько лет работает его сын – известный журналист, автор книг, сценарист документального кино и специалист в области организации производства Вячеслав Четкарев).

Участники собрания с трепетом заслушали стихотворение Чавайна «Роща». Его С. Чавайн написал в 1905 году. Знаменательно, что это самое первое стихотворение, написанное на марийском языке, он посвятил роще – месту языческого моления его земляков:

Роща

Есть в нашем крае роща тихая одна,

На берегу большого озера она,

Деревья там раскидистей

раскидистых растут,

В густой листве там распевают соловьи,

Там к озеру, журча, ручей стремит струи,

Там и трава любой травы свежей,

Там и цветы любых цветов нежней.

Им отдана любовь моя.

Того, кто рубит рощу, проклинаю я.

Дань памяти Чавайну земляки из «Ош кече» отдадут еще раз 3 ноября в ходе традиционного языческого моления с жертвоприношением в одной из рощ, которая официально выделена властями марийскому землячеству для этих целей неподалеку от Санкт-Петербурга.

Вячеслав Ксенофонтович ЧЕТКАРЁВ