Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

СУРЬЯНИНОВ Александр Иванович

СУРЬЯНИНОВ Александр Иванович (11.10.1927 год, с.Троицкий Посад Козьмодемьянский кантон МАО / ныне Горномарийский район РМЭ - ? год).

Работник лесного хозяйства, министр лесного хозяйства Марийской АССР и заместитель председателя Совета Министров МАССР.

Трудовую деятельность начал в 1943 году сначала в колхозе, затем в Козьмодемьянской сплавной конторе. С 1950 года после окончания лесного техникума – технорук в Козьмодемьянской сплавконторе. В 1955 году после окончания Архангельского лесотехнического института – главный инженер Козьмодемьянской сплавконторы, в 1959 году – зам.управляющего треста «Марилес», а с 1960 года – главный инженер Упрлеспрома Марийского СИХ. В 1966 году – начальник комбината «Марилес» Министерства лесного хозяйства МАССР, в 1978 году – первый заместитель министра – начальник комбината «Марилес», с января 1981 года – министр лесного хозяйства МАССР, в сентябре 1981 года – заместитель председателя Совета Министров МАССР. Награждён двумя орденами «Знак Почёта», медалью « За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

С апреля 1942 года по май 1944 года Александр СУРЬЯНИНОВ работал в колхозе им. Михайлова Горномарийского района. Мужчины были демобилизованы в армию и воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Их заменили мальчишки 14-15 лет. По разнарядке Троицко-Посадского сельсовета на сплавные работы в Козьмодемьянскую сплавконтору вместе с другими сверстниками направили и его.

С весны 1944 года в бригаде из 20 человек, в основном женской, кроме 5 подростков, занимались формировкой плотов, сплоткой и сопровождением плотов до потребителей. Рабочий день начинался в шесть часов утра и длился до девяти часов вечера. Все работы велись вручную. Весной при поступлении плотов из р. Ветлуги бригада занималась формировкой плотов. Надо было грузоединицы с одноименным сортиментом (например, балансов) вывести из одного плота и присоединить к другому. Сначала грузоединицы выставлялись в ленты, увязывались тросами, а затем из этих лент составлялся плот.

Объем плотов, прибывающих из реки Ветлуги, составлял 4-5 тысяч кубометров. Здесь, на реке Ветлуга, формировались плоты объемом 10-15 тысяч кубометров для ближнего и 20-30 тысяч кубометров для дальнего транзита. Пунктами назначения этих плотов были Волжск, Казань – ближний транзит, Волгоград, Астрахань и другие города на Волге – дальний транзит. Тормозное и становое железо (якоря и лоты) поднимались с помощью сооружений на плотах – колес Васильянова. Диаметр колеса – 8-10 метров. По диаметру колеса устанавливались ручки, за которые бригада вращаться колесо, и с помощью троса поднимался якорь или лот.

В летний период, когда древесина поступала в рейд в однорядных плотах, велась переплотка в многорядные грузоединицы-клетки. Из этих грузоединицы-клетки составлялись линейки и плоты.

Звено для переплотки состояло из 4 человек. Ежедневно на каждого члена звена сплачивалось по 30-50 кубометров древесины. Нормы выполнялись на 130-150 процентов. За перевыполненную работу выдавались талоны N 1, по которым полагалось 100 граммов хлеба дополнительно к норме по карточкам в 500 граммов на один талон.

Вспоминает один эпизод работы на сплаве:
«В августе 1945 года бригаду сплавщиков в составе 18 человек сплавконтора командировала для работы на реку Вятку. Я был тогда назначен бригадиром этой бригады. На станции Цепочкино (это недалеко от г. Уржума Кировской области) нам предстояло сплачивать вывозимую лесхозом древесину и сформировать плот. Плот мы должны были доставить на реку Каму на Сокольский рейд. Вывозка шла не особенно быстро, и мы вполне справлялись с работой по сплотке древесины и формированию плота. К концу октября плот был подготовлен, и Вятское пароходство прислало пароход для буксировки. Мы переселились жить на плот. Нами была срублена «цыганка». Цыганка – это шалаш, состоящий из двух рядов сруба шесть на шесть метров, и к нему сделана крыша из досок. Плот отбуксировали в конце октября утром. На второе утро мы были в пути, когда пошел дождь, который сменился снегом. Поднялся буран, и плот вынужденно был остановлен. К вечеру буран утих, и мы снова снялись с якорей. Ночью почти никто не спал, так как было страшно холодно. Вода в ведрах замерзла. К утру наш плот подошел к Вятским Полянам и встал на временную стоянку. Мороз все крепчал, и к полудню плот оказался замороженным. Мы переночевали на нем еще одну ночь, а на утро получена команда: переселиться на берег. По льду мы перешли в г. Вятские Поляны и разместились у хозяев одного частного дома. Через четыре дня из Соколок пришла команда бригаде: ехать домой в Козьмодемьянск».