Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
ГАЙНУЛЛИН Исмагил Зайнуллович (? год, д.Шали Пестречинский район Татарская АССР).
Работник лесного хозяйства, директор Мушмаринского мехлесхоза Звениговского района Марийской АССР (1947-1966 гг.) и Параньгинского райпромкомбината (1966-1977 гг.); участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
…В один из дней подошел к Зайнулле, отцу Исмагила, односельчанин, которому, как впрочем и многим другим, когда-то оказал добрую услугу, предупредил: «Сегодня ночью придут за тобой...» На дворе тревожные довоенные годы, когда по любому навету недоброжелателей и завистников могли забрать все нажитое непосильным трудом имущество, заслать в лагеря, объявив врагом народа. И того хуже — расстрелять без суда и следствия.
Без суеты и шума, дабы не вызвать подозрений, стали собираться. Весь скарб погрузили на две повозки. В ночной тиши выехали из засыпающей деревни. С тяжелым сердцем покидал родные края — деревню Шали Пестречинского района Татарстана. Путь лежал неблизкий — по советам бывалых односельчан направился в дремучие марийские леса, где была возможность затеряться. По дороге понадобились деньги, пришлось с одной из двух лошадей расстаться.
Прибыли в один из лесных остановочных пунктов — ОП-43, впоследствии названным поселком Красногорский. Пришлось задержаться — серьезно приболел один из ребятишек. Положили на лечение в Кожласолинскую больницу, что находилась тут же рядом. Пока дитя излечивалось, семья проживала в частном арендованном доме. А когда больной полностью оправился, решили остаться в этом остановочном пункте. Отстроили собственный дом, с которым пятеро сыновей срослись душой.
С началом Великой Отечественной войны подросших, возмужавших сыновей стали отправлять на фронт. Двоих старших — Зиннура и Габдуллу забрали одними из первых в самом начале войны. Первый погиб под Сталинградом в 1942-ом году, другой, прошедший военными тропами всю необъятную страну и западную Европу, расстался с жизнью в Берлине 8 мая 1945 года. Самые младшие – Гумар и Юсуп, вернулись с Победой домой. Впрочем, как и Исмагил.
19-летним юношей в холодном феврале 1942 года его призвали в армию и направили в Маньчжурию. Смышленого не по годам парня определили в полковую разведроту. Рвался на фронт — дважды сбегал из войсковой части. Столько же раз снимали беглеца (и не кто-нибудь — сам комбат?!) за несколько минут до отправления поезда.
На японской границе в те времена было также неспокойно. Враждебные самураи часто испытывали советских солдат — вышагивали на их глазах ровными стройными рядами, выстукивая в большие барабаны громкую дробь, казалось вот-вот начнут атаку... Выдержать такое психологическое давление было невообразимой трудностью. Всем была дана команда — не стрелять в любом случае. Однообразное скудное питание привело к цинге, которая поразила чуть ли не каждого бойца. И на нее нашли управу находчивые военные — варили отвары из сосновых шишек и веток.
Разведка — одна из самых сложных военных профессий. Лежать в дозоре, как потом вспоминал немногословный Исмагил, приходилось подолгу, часто в зимнюю стужу на ледяном ветру шинель намертво примерзала к земле. Возвращаясь к своим после одной из таких вылазок на чужую территорию в туманную ночь, лоб в лоб встретились на нейтральной полосе с вражеской разведгруппой. Завязался скоротечный неравный бой. Нашего земляка ранили в голову и обе ноги. Вот тогда-то и познал он настоящее армейское дружеское — «сам погибай, а товарища выручай».
Вытащил с нейтральной полосы на себе его же земляк Николай Ефремов, проживавший в послевоенные годы в поселке Силикатный нашей республики. Много лет, вплоть до скончания, фронтовые друзья держали крепкую связь, иногда наведывались друг к другу в гости, вспоминали былые фронтовые времена. Потом лечение в военном госпитале. Демобилизовался лишь в 1947 году.
Вернулся с фронта спустя два года после Победы смекалистый разведчик, не раз смотревший смерти в лицо и переживший военное лихолетье, не по годам мудрый и проницательный, сметливый, умеющий по одному взгляду на человека определить его способности. При этом не растративший от многочисленных жестоких ударов судьбы свои лучшие человеческие качества — добропорядочность, сострадание...
Видавшего виды фронтовика назначили техническим руководителем, а затем и председателем промартели, которую затем переименовали в Мушмаринский мехлесхоз. Народное хозяйство страны только-только начало возвращаться к мирной жизни. Предприятие занималось заготовкой леса, его распиловкой. Пиломатериал, круглый лес, мочало, живица (сосновая смола) круглые сутки отгружали в железнодорожные вагоны и со станции в п.Красногорский отправляли в разные концы необъятной Родины, остро нуждающейся в то время во всем… Под руководством Исмагила Занулловича началось укрепление производственной базы: строительство гаража на 10 автомашин, котельной с локомобилем для выработки электричества для производственных нужд, цеха лесопиления, жилья для работников, кирпичного цеха и местного клуба для молодежи.
В 70-е годы прошлого столетия центром промышленного производства в Параньгинском районе был райпромкомбинат, имеющий на тот момент более 2 млн. рублей долгов перед государством. Назрела крайняя необходимость в умелом руководителе-хозяйственнике, человеке, хорошо разбирающемся в лесном производстве, способном наладить работу, «вытащить» предприятие из «долговой ямы». В этот самый момент председатель Параньгинского райисполкома Равиль Хуснутдинович САФИН по рекомендации свыше приглашает на должность руководителя райпромкомбината Исмагила Зайнулловича ГАЙНУЛЛИНа. 18 февраля 1966 года он возглавил трудовой коллектив.
Перед новым директором стояла основная задача — любой ценой переломить запущенную донельзя ситуацию — в первую очередь избавиться от долгов. На складе в то время было много нереализованного драного мочала. Сумел договориться и отправить его в Краснодарский край. В Илети залежалась невостребованная до той поры сосновая живица, пригодная в авиационной промышленности. Пригласили специалистов из Казани, которые взяли пробы. Качество оказалось отменным. Приехали на военном «Урале» напрямую по лесной дороге. Часть долгов в результате была покрыта. В полную силу началась работа на пилораме, цехах лесопиления и столярном.
Районное руководство, заинтересованное в успешной деятельности одного из ведущих промпредприятий, оказывало существенную поддержку. К 1966 году имелись автомашины: «полуторка», ЗИС-5; трелевочный гусеничный трактор ТДТ-40 с фанерной кабиной. До того лес вывозили на лошадях. Началось укрепление производственной базы, ведь на территории не было ни одного гаража, котельных.
Ранее стояла небольшая контора, помещения жестяного, где изготавливали лейки и ведра, пошивочного, сушильного (овощей) цехов, кузница, конный двор для рабочих лошадей, столярный цех, смолокуренные заводы, завод по обжигу кирпича, цеха по лесозаготовке, лесопилению... В общей сложности на основном производстве — лесозаготовке трудилось до 12 бригад. К слову, здесь изготавливали детали из осиновых стружек к супермодным на то время летним шляпам, которые отправляли в далекий Новосибирск. Были построены гараж для автомашин и тракторов, котельная, кузница, токарный и сварочный цеха, велось строительство жилья из круглого леса для работников предприятия.
Исмагилу Зайнулловичу — дальновидному, умелому хозяйственнику, удалось немыслимое — если ранее лесоразработки велись с привлечением сельхозпредприятий: колхозов и совхозов, то затем стали справляться собственными силами. Началось наращивание производства. За пятилетку — с 1966 по 1970 гг. объем выпускаемой продукции увеличился на 13 %. Внедрение передовой технологии на лесозаготовке и погрузке древесины, задействованная новая техника, усовершенствование малой механизации в цехах в совокупности способствовали повышению производительности труда на 57%, а средней заработной платы — на 37 %. Все труженики участвовали в социалистических соревнованиях, а лучших из них одаривали и премировали.
Обеспечение сельскохозяйственных предприятий района органическими удобрениями положило начало разработкам торфяных участков вдоль поймы реки Илеть. 6 марта 1974 года открыли торфоучасток «Илеть» Сернурского торфопредприятия. Уже в феврале участок переходит в состав Параньгинского деревообрабатывающего комбината. В июле 1977 года Исмагил Зайнуллович назначается на должность директора торфопредприятия, в которой проработал до января 1980 года.
Люди - главное богатство, так считал наш герой-труженик. Он всегда был ровен в общении, несмотря рабочая производственная обстановка это либо дружеская. Умел найти в любом положительные черты и достоинства, старался вникнуть в каждую житейскую проблему подчиненного и разрешал ее, насколько позволяла его должность и возможности.
Непререкаемый авторитет уважаемого руководителя, друга, соседа, мужа, отца, дедушки признавали все без исключения. Доброта, сердечность, порядочность служили многим жизненным примером. Спустя десятилетия вспоминают о нем только добрым словом. Жизнелюбивый, отличающийся сердечным благородством, умеющий не упустить тот миг, когда кому-то рядом так необходима помощь, запросто «подать руку» для поддержки, ничего не ожидая взамен...
Многочисленные боевые и трудовые награды за славные подвиги в военное и мирное время расскажут немало потомкам — внукам, правнукам, сельчанам о замечательном, удивительно искреннем — Исмагиле Зайнулловиче, который навсегда остался в сердцах многих таким — Человеком с большой буквы, славным Героем своего поколения!
О нём: Зинера Касимова. Как всё начиналось // Наша жизнь. 30.06.2020 год.