Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ДЕРЕВИЦКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ДЕРЕВИЦКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1859-1943)

Один из выдающихся ученых-филологов конца XIX - I трети XX столетия, доктор греческой словесности, действительный статский советник и попечитель Казанского учебного округа родился 9 марта в семье асессора Полтавского губернского правления. Детские годы будущего ученого прошли в Харькове и Белгороде, где он обучался в гимназиях. Курс среднего образования юноша окончил с Золотой медалью. Став студентом историко-филологического факультета Харьковского университета он избрал основной специальностью классическую филологию, а специализацией - греческую словесность.

В 1884 году Алексей Деревицкий окончил университет со степенью кандидата и был оставлен при этом вузе стипендиатом для двухгодичного приготовления к профессорскому званию по предмету греческой словесности. Еще до защиты магистерской диссертации по ходатайству декана историко-филологического факультета Харьковского университета Василия Карловича Надлера А. И. Деревицкий был назначен приват-доцентом Харьковского университета (утвержден 31января 1887 года). Очень немногие университетские преподаватели в России удостаивались данной должности в столь молодом возрасте, да еще и не имея магистерской степени. Так коллеги по службе выразили уважение к дарованиям и степени подготовки молодого магистранта. С осеннего семестра 1887 года Алексею Николаевичу было поручено чтение обязательных курсов по предметам классической философии, а также по вакантной в то время кафедре истории и теории искусств.

Диссертацию на степень магистра А. Н. Деревицкий защитил в С.-Петербургском университете, а был утвержден в этом звании 4 декабря 1889 года. Степень доктора греческой словесности Алексей Николаевич получил от совета Харьковского университета 6 декабря 1891 года, за диссертацию «О начале историко-литературных занятий в древней Греции». Уже в те годы в научной литературе творчество филолога оценивалось как «серьезные научные труды специалиста». 17 июня 1892 года А. Н. Деревицкий был утвержден экстраординарным профессором Харьковского университета. Читаемые им курсы по истории греческой литературы, истории искусств и истории древних народов отличались умением интересно преподнести обширный фактологический материал и всегда собирали большие аудитории. Кроме того, профессор читал и ряд частных курсов по теории искусства, истории христианского искусства, истории итальянской живописи XV-XVI вв.

В августе 1893 года Алексей Николаевич был переведен в Новороссийский университет (г. Одесса). Хотя научно-литературная деятельность ученого в Одессе продолжалась, но уже не в столь обширных размерах, как это было в Харьковский период его научно-преподавательской деятельности (1885-1893). В Новороссийском университете центр тяжести его деятельности переместился на административную почву. В 1894 году он был назначен деканом историко-филологического факультета Новороссийского университета, а в 1899-м это его назначение было продлено. Тем не менее, он продолжал читать лекции и здесь. Во время своих лекций Алексей Деревицкий не просто исследовал античную литературу – он погружался в атмосферу античного мира. Студентам запомнились его курсы «История греческого эпоса», «Каллимах и его “Таблицы”», «История древнегреческого театра»...

Новороссийский край вместе с тем давал и благодатную почву для углубленных исследований по его специальности в области истории древнегреческих поселений и древнегреческой филологии. В течение 1895-1896 гг. Алексей Николаевич совершил несколько научных поездок в европейские библиотеки, где работал с литературой по античному периоду Северного Причерноморья. 14 декабря 1893 года Деревицкий стал действительным членом Одесского общества истории и древностей - самого крупного из существовавших на юге страны содружества краеведов.

На страницах «Записок Одесского общества истории и древностей» появляются его научные сообщения, связанные с изучением античных древностей в Крыму.

На протяжении десяти лет исследователь собирал материал для новогреческо-русского словаря, который был издан в Лейпциге. Источником сбора фольклорных оборотов стали и греки Крыма. Издание получило заслуженно высокую награду современников, в частности С.-Петербургской академии, и было удостоено в 1908 году премии А. М. Кожевникова.

А. Н. Деревицкий стал также автором ряда исследований по истории народного образования в России и за границей: «Женское образование в России и за границей: Историческая справка и практические указания» (1902год), «О реформе средней школы в России» (1899год), «О причинах студенческих волнений и мерах их устранения» (1899 год). Эти реформационные новации Алексея Николаевича нашли поддержку в Министерстве народного просвещения и вскоре ученый занял пост ректора Новороссийского университета. А в 1901 году он был назначен председателем историко-философской испытательной комиссии Санкт-Петербургского университета.

Дальнейшая карьера Алексея Николаевича складывалась по ведомству Министерства народного просвещения: 6 сентября 1905 года он был назначен попечителем Казанского учебного округа. Прибыв в Казань 4 ноября, он известил своих подчиненных на местах: «… Я сего числа вступил в Управление Казанским Учебным Округом, о чем имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь».

Правительство в то время было обеспокоено тем, что в Поволжье наблюдается усиленный переход христиан в мусульманство. «Исследование этого течения с полной ясностью показало, что переходили в мусульманство, главным образом, те новокрещеные инородцы, которые, не окрепнув в православной вере, возвращались к вере своих отцов или приобщались к мусульманству, как к религии, к которой они, в силу татарского влияния, имели склонность и раньше… Население этого разряда, не просвещенное и не цивилизованное, представляет ту культурно-инертную среду, которая обратится без сомнения в ту сторону и приобщится к той среде, которые окажутся более деятельными. В настоящее время обстоятельства сложились таким образом, что культурный перевес находится на стороне сравнительно цивилизованного татарского населения, сила которого заключается в воодушевлении национально-религиозной идеей панисламизма. Поэтому в эту местность, местность с инородческим населением, колеблющимся, как сказано, между русско-православным и татарско-мусульманским влиянием, должны быть направлены серьезные усилия… С своей стороны я считал бы особо полезным привлечь к означенному делу попечителя Казанского округа, действительного статского советника Деревицкого…» (Из письма П. А. Столыпина министру просвещения А. Н. Шварцу (1908-1910гг.) - 2 октября 1909 года).

Благодаря ходатайству и распоряжениям Попечителя Казанского учебного округа Алексея Николаевича Деревицкого с 1907 года в Царевококшайске «…женская прогимназия была преобразована в 8-классную; открыты: педагогические трехгодичные курсы реиесленная школа, городское 3-х классное училище преобразовано в 4-х классное, в уезде введено всеобщее обучение, открыто девять двухклассных министерских училищ и шесть ремесленных при училищах отделений и утверждена отдельная на Царевококшайский уезд инспекция. Кроме сего, за это же время городу сделано крупное облегчение в содержании учебных заведений: отпущена беспроцентная ссуда в 4000 рублей на расширение здания женской гимназии и принято на счет казны содержание учительского персонала в городском женском приходском училище». За все свершенное на ниве народного просвещения было решено 21 го марта 1911 года избрать действительного Статского Советника А. Н. Деревицкого Почетным гражданином Царевококшайска.

Попечитель Казанского Учебного Округа содействовал также созданию в Козьмодемьянске Мужской гимназии (подобные гимназии в Казанской губернии имелись на тот момент лишь в Казани, Чистополе и Ядрине) и присутствовал на ее открытии 29 сентября 1910 года.

31 декабря 1911года вышел указ о его перемещении попечителем Киевского учебного округа и Алексей Николаевич навсегда покинул марийские края. Вал административных дел, конечно, мешал А. Н. Деревицкому продолжать углубленно заниматься научными исследованиями. В письме к историку И. А. Линничеко он писал: «Мои мечты сосредоточиться на какой-нибудь большой работе плохо осуществляются».

В смутные революционные годы А. Н. Деревицкий, как и многие другие отечественные ученые, оказался в Крыму, где у него было много друзей. Здесь еще не было голода, как в традиционных университетских центрах (Петроград, Москва, Киев, Одесса). В связи с этим в Крым продолжался приток интеллигенции из разных регионов страны. Это обстоятельство стало решающим в предыстории создания первого высшего учебного заведения в Крыму. А. Н. Деревицкий принял активное участие в организации Таврического университета (1918 год).

В октябре 1918года был образован историко-филологический факультет, где имелось 16 штатных профессорских должностей. Первым его деканом стал Алексей Николаевич, имевший солидный опыт административной работы. В составе специальной комиссии, А. Н. Деревицкий разрабатывал учебные планы для факультета. В течение 1918-1920 гг. историко-филологический  - являлся самым крупным факультетом Таврического университета. На трех его курсах обучалось более двух тысяч студентов, что составляло более половины всех обучающихся в вузе. Алексей Николаевич читал здесь курсы по западно-европейской литературе, по истории искусств. Одновременно с административной и преподавательской работой в Таврическом университете Деревицкий, который проживал в Ялте, выполнял обязанности председателя Крымского областного архивного управления по г. Красноармейску (так была переименована Ялта в революционные годы), а также осматривал книги и рукописи из частных имений Южного берега Крыма для пополнения библиотеки Таврического университета.

Алексей Николаевич активно включился в работу старейшего и авторитетнейшего местного союза краеведов - Таврической ученой архивной комиссии. Важной краеведческой публикацией краеведа является опубликованный на страницах "Известий" Комиссий некролог видного исследователя Крыма, профессора университета Св. Владимира в Киеве Юлиана Андреевича Кулаковского. [27, c.324-336] На заседаниях Комиссии кроме сообщения о научной деятельности Ю.А. Кулаковского А.Н. Деревицкий выступил с докладами, посвященными памяти известных ученных-крымоведов Александра Львовича Бертье-Делагарда, в котором остановился на его участии в работе Одесского общества истории и древностей (22 марта 1920 г.), Эрнста Романовича фон-Штерна (16 ноября 1924 г.), Алексея Ивановича Соболевского (7 июня 1929 г.).

Деканская служба А. Н. Деревицкого была прекращена в 1920 г. после окончательного установления Советской власти в Крыму и решения Крымского обкома РКП(б) о закрытии историко-филологического факультета. Алексей Николаевич продолжал работу в вузе (с января 1921 г. - Крымский университет, затем Крымский педагогический институт), читал исторические дисциплины на других факультетах.

В 1920-х годах А. Н. Деревицкий - активный участник широко развернувшегося краеведческого движения в Крыму, действительный член Таврического общества истории, археологии и этнографии. В 1926году (август-сентябрь) он представлял эту краеведческую организацию на Всесоюзной археологической конференции в Керчи и выступил там с обширным докладом об археологических исследованиях Пантикапея.

К сожалению, А. Н. Деревицкого не обошла горькая участь большей части представителей дореволюционной академической школы. В 1934 году в связи с открытием исторического факультета Крымского педагогического института было принято решение провести чистку профессорско-преподавательского состава. В мае обком партии принял постановление, в котором ставилась задача «провести систематические разоблачения извращений и враждебных выступлений преподавателей Крымского пединститута, протаскивающих до самых последних дней чуждую идеологию». Среди этих ученых одной из первых значилась фамилия А. Н. Деревицкого.

После ухода Алексея Николаевича из университета все биографические сведения о нем обрываются. Известно лишь, что проживал он в Ялте, где и оборвалась жизнь ученого. К сожалению, бесследно исчез и его научный архив.