Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЕПАНЧА (ЯПАНЧА)

ЕПАНЧА (ЯПАНЧА) (XVI век).

Военный деятель Казанского ханства 16 века, марийский (татарский?, удмуртский?) князь, участник Черемисских войн.

Август 1552 год. Казань была обложена 150-тысячной русской армией. В городе же было 30 тысяч воинов-казанцев. Кроме того, на Высокой Горе, на укрепленной позиции, расположилась конница князя ЕПАНЧИ. План защитников Казани состоял в следующем: гарнизон и жители всеми силами держат оборону изнутри, а кавалерия и все люди, которые есть за городом, соберутся на Арской засеке и оттуда нападут на тылы русских войск. Возглавить эту операцию посланы князь ЕПАНЧА, племянник Чапкына Отучева мурза Шунак и арский князь Явуш. Их задачей было не только беспокоить с тыла воевод, но и вообще не пропустить неприятеля на Арское поле.

Шунак Отучев и князь Явуш должны были, в дополнение к выделенному им отряду, мобилизовать сельское население. В их руках находилось примерно до 20 тыс. воинов (некоторые указывают даже 30 тысяч). К ним присоединился конный отряд ногайцев более 2000 человек, присланный бием ЮСУФОМ.

30 августа половина всего русского войска была двинута против отряда ЕПАНЧИ. Поход был спровоцирован частыми набегами черемисов, причинявших большие неприятности осаждавшим. Небольшие силы русских вошли в Арский лес, были атакованы татарами и своим отступлением подвели неприятеля под удар основной части войска. После этого боя отряд ЕПАНЧИ с большими потерями отступил в свое укрепление. Однако он не был уничтожен, и московские воеводы решили штурмовать Арскую крепость. 8 сентября она была взята отрядом под командованием князя Андрея ГОРБАТОГО-ШУЙСКОГО, и царские войска установили контроль над всей Арской стороной, захватив немало пленных и скота.

ЕПАНЧА с остатками своего войска бежал и больше не мог уже беспокоить осадную армию своими набегами.