Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ВАРСОНОФИЙ (в миру – НИКИТИН Иван Прокопьевич)

ВАРСОНОФИЙ (в миру – НИКИТИН Иван Прокопьевич) (23.06.(6.07.) 1878 год, с. Кузнецово Вараксинская волость Царевококшайский уезд Казанская губ. -  22.03.1944 год, г.Яранск Кировская область).

Деятель православной церкви, иеродиакон, позднее иеромонах, настоятель Мироносицкой Пустыни (1919 -1924 годы), архимандрит (1921 год). Жертва сталинских репрессий.

Родился в день празднования Владимирской иконе Божией Матери в семье крестьян Прокопия Григорьевича и Матроны Семеновны Никитиных. Родители будущего подвижника были благочестивы, а маленький Ваня с малого возраста имел послушание в церкви — пел на клиросе в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, который находился в селе Кузнецово.

После окончания Кузнецовского сельского училища Иван НИКИТИН проживал в родном селе, а в 1900-1906 годах служил в армии канониром крепостной артиллерии в городе Николаевске на Амуре. Трудности военной жизни помогала переносить вера — известно, что во время службы Иван Прокопьевич пел в церковном хоре, много читал Священное Писание.

После возвращения из армии, 7 августа 1906 года И.П. НИКИТИН поступил послушником в Мироносицкую пустынь. 21 марта 1909 года он был пострижен в монашество с именем ВАРСОНОФИЙ, 20 декабря 1909 года рукоположен во иеродиакона, 6 августа 1912 года — во иеромонаха. «Поведения очень хорошего, способен и прилежен», «трудолюбив» — сообщают о нем клировые ведомости тех лет. Отец ВАРСОНОФИЙ нес в обители различные послушания: в 1906 году — трапезного, в 1909-м — эконома, с 8 марта 1917-го — казначея, а с мая 1919-го до начала 1924 года — настоятеля монастыря. Батюшка был известен за пределами Казанской епархии, к которой относилась Мироносицкая обитель, еще до революции. К примеру, в 1914 году священник Александр Виноградов, служивший в то время в селе Люперсола Вятской губернии, в письме к настоятелю Мироносицкой пустыни игумену СЕРАФИМУ (БАКЛАНОВУ) просил отпустить одного их иеромонахов монастыря для совершения пасхальных крестных ходов по деревням люперсольского прихода. К посланию была сделана приписка: «Нельзя ли отпустить отца Варсонофия, его в приходе у нас многие знают».

Труды иеромонаха ВАРСОНОФИЯ (НИКИТИНА) на ниве Христовой были отмечены епархиальным начальством. В апреле 1918 года ко дню Святой Пасхи он был награжден набедренником, затем возведен в сан игумена, а в 1921 году Андроником (Богословским) — епископом Спасским, викарием Казанской епархии – в сан архимандрита.

Время службы батюшки настоятелем в Мироносицком монастыре пришлось на тяжелые для монашествующих времена: советская власть стремилась разорить обитель, как в хозяйственном, так и в духовном отношении. 23 января 1920 года в отчете епархиальному начальству отец ВАРСОНОФИЙ сообщал: «Хозяйство монастыря, состоявшее из полевых, луговых, лесных угодий, нарушено, скот реквизирован, пасека с пчелами отобрана и единственным пособием на существование братии за последнее время является жертва православных христиан … и доход от служения молебнов пред чудотворным образом Свв. Жен-мироносиц и Владимирской Божией Матери. Наряду с экономическим разорением обители начались аресты ее насельников, да и сам отец Варсонофий находился в заключении в октябре 1918 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью вины был освобожден.

Несмотря на гонения, монашествующие Мироносицкого монастыря продолжали свое служение Богу и ближнему. За период с 1917 по 1924 год известно о совершении в обители 6 монашеских постригов, 2 диаконских и 2 священнических хиротоний. Священноиноки монастыря совершали богослужения в храмах, где по тем или иным причинам не было священников. К примеру, в 1921 году на приходах служили иеромонахи Симон (Ефремов) — в селе Шойбулак, Алипий (Иваненко) — в селе Мушерань, Малх (Блохин) — в селе Керебеляк. Отец ВАРСОНОФИЙ заботился о духовном состоянии вверенной ему братии, ободрял и поддерживал насельников обители. К примеру, 26 января 1920 года он направил в Петриковский волостной исполнительный комитет прошение следующего содержания: «Покорнейше прошу вас выдать мне пропуск для проезда в город Казань для доставки сухарей в тыловое ополчение для четырех лиц: иеромонаха Варнавы, иеродиаконов Маврикия и Иеремии и послушника Василия Санчирова».

Идеологическое давление властей неуклонно усиливалось. Во время крестного хода с Мироносицкой иконой Божией Матери по храмам Краснококшайска (так называлась тогда Йошкар-Ола) и близлежащим селениям, ежегодно проходившем в августе, в столице МАО проводилась кампания, включавшая наполненные атеистическим содержанием лекции, спектакли и концерты. Но отвлечь немалую часть населения Краснококшайского кантона от веры не удавалось: люди принимали участие в крестных ходах, почитали насельников Мироносицкого монастыря, шли к ним за советом и утешением. Такое положение дел не устраивало советскую власть. 21 июля 1923 года, перед очередным крестным ходом, архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН) был арестован и приговорен Народным судом 1 участка Сернурского района к 2 годам заключения. Чуть позже были схвачены и некоторые другие насельники монастыря, все они находились под арестом в Краснококшайском исправительно-трудовом доме.

В конце 1923 года было начато новое следствие: архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН), ряд насельников Мироносицкого монастыря и крестьян села Ежово обвинялись в распространении религиозной литературы, сокрытии церковных ценностей, якобы подлежавших изъятию. В феврале 1924 года дело было рассмотрено Областным судом МАО, заседания проходили в Народном доме Краснококшайска. «За халатное отношение к сбережению церковного имущества» архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН)был приговорен к 6 годам тюремного заключения, сроки наказания остальных обвиняемых составили от 6 лет до 1 года.

В первое время насельники Мироносицкого монастыря отбывали наказание в Краснокшайском ИТД. Своим кротким и беззлобным отношением к гонителям, терпеливым несением скорбей они невольно вызывали уважение у тюремного начальства, пользовались его доверием. Архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН) и иеромонах Алипий (Иваненко) работали в заключении поварами, иеродиакон Рафаил (Вечкилев) — хлебопеком, иеродиакон Иннокентий (Куледин) — конюхом, другие насельники монастыря также имели ответственные послушания. Проживала братия в одной камере, что позволяло наладить духовную жизнь и быт. Да и верующие Краснококшайска, окрестных сел и деревень старались помочь монашествующим чем могли, искали с ними встречи в надежде на духовную поддержку, укрепление сил в несении жизненного креста, поминали за богослужениями арестованных как мучеников за веру. На собраниях сельских обществ Краснококшайского кантона ставился вопрос о возбуждении перед областными властями ходатайств об открытии Мироносицкого монастыря.

Относительно спокойное существование арестованных насельников Мироносицкой обители продолжалось чуть более полугода. Приказом по Краснококшайскому ИТД от 22 сентября 1924 года архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН) и другие арестованные были сняты с занимаемых ими должностей, 6 октября последовал указ о переводе НИКИТИНА, Вечкилева и Куледина для дальнейшего отбытия наказания в Нижегородский ИТД, причем отца ВАРСОНОФИЯ, находившегося с конца сентября на лечении, повезли в Нижний Новгород прямо из больничной палаты.

После досрочного освобождения из заключения, в 1925-1926 годах архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН)проживал в Раифской пустыни, а затем перебрался на территорию Кировской области. В 1927 году он был на приеме у епископа Глазовского Виктора (Островидова), который благословил батюшку на приход в село Летяги Арбажского района Кировской области. В последующие годы отец ВАРСОНОФИЙ назначался еще на ряд приходов: служил в церкви села Караванное Тужинского района Кировской области, в храме святых мучеников Флора и Лавра села Табашино Марийской автономной области, а 1 ноября 1930 года получил назначение в церковь села Суводь Советского района Кировской области. Проживал отец ВАРСОНОФИЙ в то время в деревне Вотьма, откуда его возил на лошадке в храм церковный староста Кузьма Сливницын.

Русская Православная Церковь в связи с опубликованием в июле 1927 года Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и различным к ней отношением со стороны епископата и духовенства переживала непростое время. В начале 1928 года в село Летяги прибыл благочинный 2 округа Котельничского викариатства Вятской епархии священник Иоанн Мамаев, который собрал церковный совет, зачитал текст Декларации и ответ на нее, составленный епископом Виктором (Островидовым), после чего было принято решение о присоединении к владыке Виктору и отмежевании от тогдашнего архиепископа Вятского Павла (Борисовского) — сторонника митрополита Сергия (Страгородского). В числе не согласных с Декларацией был и архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН). На принятие батюшкой такого решения повлияли также и воззвания епископа Яранского Нектария (Трезвинского), три из которых отец Варсонофий читал, а также его личная встреча с этим архиереем, состоявшаяся в июле 1929 года в Казани.

Таким образом, после ареста епископа Виктора (Островидова), которого батюшка посещал дважды (в 1927 и 1928 годах) отец ВАРСОНОФИЙ находился в общении с епископом Нектарием (Трезвинским), а во второй половине 1930-х годов – и с епископом ИОАСАФОМ (УДАЛОВЫМ), ныне священномучеником. Батюшка совершал монашеские постриги, предлагал на рассмотрение архиереев кандидатуры на рукоположение во священный сан, согласно преданию при храме села Табашино действовала пастырская школа, конечно же официально не зарегистрированная по тем временам.

26 марта 1932 года архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН)был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной монархической организации церковников и антисоветской агитации (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На многочисленных допросах своей вины батюшка не признал, а 14 августа 1932 года Особым Совещанием при коллегии ОГПУ был приговорен к ссылке в Северный край на 3 года. В марте-июле 1933 года он работал в лесу на станции Сосновка Северной железной дороги, а в июле-декабре 1933 года проживал в деревне Устья, в трех верстах от города Котлас.

В конце 1933 года архимандрит ВАРСОНОФИЙ был освобожден из ссылки по болезни. Несколько месяцев он жил на родине, в селе Кузнецово, а в последующее время не имел определенного места жительства и до ноября 1941 года странствовал по Тужинскому, Арбанскому, Пижанскому, Советскому, Яранскому, Салобелякскому районам Кировской области, где служил по домам верующих и исполнял требы. Но чаще всего батюшка совершал богослужения в деревне Селиваново в 12 километрах от Йошкар-Олы, где у него была оборудована келия. Отец ВАРСОНОФИЙ был известен как опытный в духовной жизни пастырь. У него исповедовались священники Никифор Редькин, Лукоян Васенев, бывший настоятель Мироносицкой пустыни игумен СЕРГИЙ (МЫТИКОВ). Поддерживал батюшка связи и со священником Симеоном Яндулецким — одним из известных иереев Вятской епархии того времени. Впоследствии отец ВАРСОНОФИЙ говорил, что «Редькин и Яндулецкий искали моих советов и указаний относительно церковных служб, и я не мог отказать им в этом как более опытный священник».

В 1940-1941 годах батюшка проживал в деревне Федосиха Тужинского района Кировской области. 22 ноября 1941 года он был арестован Тужинским Районным Отделом НКВД в деревне Лукоянки, куда пришел причастить больного. По преданию отец ВАРСОНОФИЙ провидел свой арест, но отказаться от исполнения своего пастырского долга не мог. 18 февраля 1942 года он был осужден Народным судом Тужинского района на 2 года лишения свободы и отбывал наказание в колонии НКВД. Заключение батюшка переносил очень тяжело, долго болел.

17 сентября 1942 года в отношении отца ВАРСОНОФИЯ было начато следствие по новому делу, ложное обвинение предъявлялось по уже упоминавшимся выше статьям 58-10,11 УК РСФСР. Допросы, проходившие в сентябре-ноябре 1942 года, были длительными (продолжались они, как правило, от 3 до 5 часов) и престарелому архимандриту было трудно их выдерживать. Это косвенно подтверждает и акт медицинского освидетельствования отца ВАРСОНОФИЯ, составленный 5 ноября 1942 года, в котором говорится, что вследствие возрастных изменений организма для него возможен только легкий труд. Если учесть, что органы советской власти к служителям церкви особым снисхождением не отличались, можно сделать вывод, что состояние здоровья батюшки было действительно плохим.

18 августа 1943 года, накануне праздника Преображения Господня, в городе Яранске с 19 до 20 часов 40 мин вечера проходило закрытое судебное заседание Военного трибунала войск НКВД Кировской области, на котором архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН) был приговорен к 10 годам лишения свободы. После вступления приговора в силу батюшка находился в заключении в тюрьме города Яранска, где и скончался 22 марта 1944 года. Предание гласит, что когда он отошел ко Господу, над тюрьмой воссиял столп света и даже уголовники с уважением говорили, что скончался священник. Стараниями верующих архимандрит ВАРСОНОФИЙ был тайно похоронен на Яранском кладбище, могилка его расположена неподалеку от часовни преподобного Матфея Яранского. И с тех пор в надежде на молитвенное предстательство батюшки приходят сюда люди и по вере своей получают благодатную помощь.