Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Михаил Алексеевич

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Михаил Алексеевич (3.11.1829 год, с.Еласы Козьмодемьянский уезд Казанская губ./ныне Горномарийский район РМЭ – 9.08.1897 год, г.Козьмодемьянск).

Деятель православной церкви, миссионер, священник Малосундырьской церкви Козьмодемьянского уезда, протоиерей церкви во имя Живоначальной Троицы г. Козьмодемьянска (с 1880 года), благочинный 1-го округа Козьмодемьянекого уезда (с 1869 года). Законоучитель Малосундырьской школы (с 1856 года) и Козьмодемьянского городского женского училища (с 1876года), крупный деятель народного просвещения второй половины XIX века. Общественный деятель, гласный (депутат) Козьмодемьянской городской думы (1883 год), попечитель земских училищ Козьмодемьянского уезда (с 1878 года).

Михаил Алексеевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ был крупным педагогом своего времени. Но кем он был по происхождению? В этом вопросе нет единого мнения: некоторые историки считают его русским, другие склонны считать его выходцем из мари. Он прекрасно владел марийским языком. Столь основательно знать язык коренной национальности мог только священник, вышедший из ее среды. По установленным правилам, начиная с 20-х годов XIX века, выпускники Казанской духовной семинарии, направляемые для несения службы в приходы с нерусским населением, держали экзамен на знание родного языка своих прихожан. Аттестат Михаила РОЖДЕСТВЕНСКОГО свидетельствует о том, что еще до поступления в семинарию он основательно знал марийский язык, поэтому «в Чебоксарском духовном училище обучался языку черемисскому с успехами очень хорошими». Кроме того, в селе Малая Юнга, куда восходят истоки родословной РОЖДЕСТВЕНСКОГО, как в прошлом, так и в настоящее время проживает марийское население.

Из архивных документов установлено, что в 1765 году пономарем церкви в селе Малая Юнга Козьмодемьянского уезда стал 20-летний Захарий Степанов. Был он из местных крестьян, образования не имел. Прослужив пономарем 8 лет, он получил повышение и был назначен дьяконом. Скончался Захарий в 1801 году.

Было у него трое сыновей: Алексей, Василий - 1774 года рождения и Петр. Известно, что в 1789 году Василий был назначен пономарем Христорождественской церкви села Пернягаш, в 1801 году -дьяконом этой же церкви, а в 1806 году переведен священником Вознесенской церкви с. Шапкилей (Пертнуры).

У Василия Захарова было двое сыновей: Алексей (1796 год) и Николай (1801 год). Оба они обучались в Казанской духовной академии. Алексей после окончания учебы в 1816 году получил назначение на должность дьякона церкви Рождества Христова с. Чермышево (Еласы) Козьмодемьянского уезда. Николай окончил семинарию в 1820 году (в 1818 Казанская духовная академия была вновь преобразована в семинарию) и получил назначение на должность дьякона Спасской церкви села Малая Юнга Козьмодемьянского уезда.

Село Малая Юнга - родина его предков. Но ко времени приезда Николая близких родственников в селе не осталось, поэтому весной 1823 года он подает прошение о переводе на должность второго дьякона Чермышевской церкви, первым дьяконом которой был его старший брат Алексей. И Алексей, и Николай имели в Еласах собственные дома.

Алексей Васильевич Захаров прожил в селе Еласы до конца своих дней, был женат на Степаниде Петровне, 1799 года рождения, имел 8 детей .

Михаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ был шестым ребенком в семье. Первоначальное образование он получил дома, «чтению и письму обучается в доме отца по билету». С 1838 по 1844 год учился в Чебоксарском духовном училище, где обучался языку черемисскому с успехами очень хорошими.

Из четырех сыновей А. В. Захарова только Михаил получил фамилию (прозвание) РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Остальные его дети носили фамилию Талантовых.

С 1844 по 1850 год Михаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ учился в Казанской духовной семинарии, по окончании которой в 20 лет получил «Аттестат и был причислен к I разряду воспитанников семинарии с удостоением степени студента Казанской духовной академии с надлежащими подписями и приложением Казенной печати. Сентября 18 дня 1850 года». Таким образом, он имел реальные шансы для получения высшего духовного образования, был даже зачислен в студенты Казанской духовной академии, но продолжить учебу ему не удалось из-за серьезной болезни.

Епархиальное начальство ценило М. РОЖДЕСТВЕНСКОГО за его ум, разносторонние знания и способности. Учитывая это, Казанский архиепископ ГРИГОРИЙ в 1851 году назначил его руководителем своего хора.

В 1852 году, когда здоровье Михаила Алексеевича значительно улучшилось, по указанию архиепископа ГРИГОРИЯ он был переведен священником домовой Желтухинской церкви с. Петровское Царевококшайского уезда, где проработал два года. В мае 1854 года по его просьбе он был переведен священником Малосундырьской церкви Козьмодемьянского уезда.

В эти же годы он периодически выезжал к себе на родину, в с. Еласы. Во-первых, в Еласах был родительский дом, где жили его родители. Кроме того, здесьблагочинным над сельскими церквами с 1838 года был М. С. КРОКОВСКИЙ, священник Чермышевской (Еласовской) церкви. Он обладал проницательным умом и разносторонним талантом, умел оказать на собеседника сильное воздействие! Дружбу с ним и беседы на марийском языке М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ценил высоко.

Приезжая в с. Чермышево (Еласы) М. А. Рождественский всякий раз стремился посетить М. С. КРОКОВСКОГО. Эти посещения имели для него большое значение. Именно по совету Михаила Степановича в сентябре 1854 года М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ начинает по совместительству учительствовать в Малосундырьской школе.

Деятельность его была многогранной. Он перевел на марийский язык молитвы, вел службу на марийском языке, увлеченно собирал этнографический материал о жизни и быте коренного марийского населения, а позднее, построив в с. Малый Сундырь свой дом, - разбил большой сад.

Педагогическую карьеру Михаил Алексеевич начал с должности помощника учителя. В январе 1856 года вышел указ по Консистории о назначении его учителем Малосундырьской школы.

В своей педагогической деятельности РОЖДЕСТВЕНСКИЙ опирался на знания и опыт М. С. КРОКОВСКОГО. Бывая в Еласах, он старался посетить уроки КРОКОВСКОГО. Для него это были педагогические университеты. Постигая опыт Михаила Степановича, он со временем сам становится одним из передовых учителей Козьмодемьянского уезда.

Не сохранилось материалов о методике М. А. РОЖДЕСТВЕНСКОГО, но о многом говорят данные, свидетельствующие о знаниях его учеников.

17 сентября 1868 года состоялось заседание Козьмодемьянского уездного училищного совета. С докладом «О состоянии училищ и школ, подведомственных совету» выступил коллежский асессор Петр ПАВЛОВ, который сказал, что им были проинспектированы все сельские училища и церковно-приходские школы Козьмодемьянского уезда, первым осмотрено училище Малосундырьское. Он дал высокую оценку как работе училища так и самого РОЖДЕСТВЕНСКОГО.

Принятое по итогам заседания училищного Совета Постановление от 17 сентября 1868 года имело определение: «На основании 6 пункта 24 статьи Поло­жения о начальных народных училищах ходатайствовать перед Казанским губернским училищным советом о поощрении лиц, осо­бенно отличившихся ревностным полезным трудом по народному образованию: учителя сельского приходского училища с. Малый Сундырь Михаила Рождественского, состоящего более десяти лет в должности наставника, следовательно заслужившего на изложенных в указе св. Синода от 28 августа 1864 года основаниях, быть представленным к награде». Участие в работе Казанской особой ко­миссии по организации обучения детей из мари еще более подняло и укрепило авторитет РОЖДЕСТВЕНСКОГО. Он неоднократно избирался и назначался на многие почетные и ответственные посты.

24 июня 1867 года указом министра народного просвещения была создана особая казанская комиссия по организации обучения детей мари. В ее состав были включены знающие марийский язык: профессор марийского языка Вятской духовной семинарии Александр Филимонов и священник Малосундырьской церкви Козьмодемьянского уезда Михаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.

Председатель комиссии попечитель Казанского учебного окру­га П. Д. ШЕСТАКОВ в представлении в Министерство народного просвещения писал о М. А. РОЖДЕСТВЕНСКОМ: «На эту комиссию я пригласил основательно знающего черемисский язык и хорошо знакомого с бытом черемис... Михаила Рождественского».

Комиссия проработала две недели и подготовила важный документ- «Протокол особой казанской комиссии». Всю подготовительную работу по составлению протокола выполнили М. Рождественский и А. Филимонов. Основной идеей принятого документа стала мысль о необходимости обучения в элементарных школах на родном языке учащихся, по книгам на марийском языке и знающими язык учителями.

При утверждении данного протокола попечительским советом были особо подчеркнуты большие заслуги РОЖДЕСТВЕНСКОГО и Филимонова в подготовке документа. Было предложено обратиться к министру народного просвещения с ходатайством о поощрении указанных лиц.

В сопроводительном письме, направленном в Министерство народного просвещения, председатель особой комиссии писал: «В заключение почитаю долгом рекомендовать милейшему вниманию Вашего Сиятельства усердно и полезно трудившихся в комиссии по черемисскому вопросу священника Козьмодемьянского уезда с. Малый Сундырь Михаила Рождественского и профессора Вятской семинарии Филимонова».

Предложение попечителя Казанского учебного округа встретило поддержку. Осенью 1867 года за особые заслуги в деле народно го просвещения Михаил Алексеевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ получил благодарность епархиального начальства. 29 апреля 1868 года за отличную, усердную и полезную службу в деле народного просвещения Синод наградил его набедренником. О наградах и поощрениях М. А. РОЖДЕСТВЕНСКОГО красноречиво свидетельствует его послужной список. 8 апреля 1870 года он вторично получил благодарность епархиального начальства за примерную ревность в деле народного образования. 21 июня того же года РОЖДЕСТВЕНСКИЙ был пожалован бархатной фиолетовой скуфьею - остроконечной шапочкой черного или фиолетового цвета. 15 февраля 1875 года за примерную деятельность в деле народного образования ему была объявлена Архипастырская благодарность. 1 февраля 1875 года за отличные успехи в преподавании Закона Божиего он был удостоен Архипастырской благодарности Высокопреосвященного. 1 мая 1885 года получил вторую благодарность Высокопреосвященного за достижение отличных успехов женского инородческого училища. 13 октября 1887 года с разрешения архиепископа Казанского за 35-летнюю службу священником, 20-летнюю -благочинным, 10-летнюю - попечителем земских училищ духовенство первого Козьмодемьянского округа преподнесло ему золотой наперсный крест с драгоценными украшениями. 1 мая 1890 года «за ревность о наставлении детей в вере и благочестии учению православной церкви», священный Синод наградил Михаила Алексеевича Библией. 13 декабря в 1892 года за 26-летнюю службу в составе земских учреждений «с преимущественною пользою по народному образованию», ему была объявлена глубокая признательность земского собрания и благодарность бывшего архиепископа Казанского Павла».

Вряд ли какой другой священник Марийского края получал столько поощрений и благодарностей за вклад в дело народного образования, как Михаил Алексеевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.

В декабре 1869 года общим съездом духовенства М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ избран благочинным 1-го округа Козьмодемьянского уезда; в июне 1872 года от всего духовенства Козьмодемьянского уезда - гласным при земской управе; в сентябре того же года Земское собрание вторично избрало его в члены Козьмодемьянского уездного училищного совета.

С 4 марта 1876 года он член законоучительского совета, как составивший программы уроков по Закону Божию для всех школ Казанской епархии. С 28 сентября 1878 года до конца жизни РОЖДЕСТВЕНСКИЙ был попечителем земских училищ Козьмодемьянского уезда. 14 мая 1880 года возведен в сан протоиерея церкви во имя Жпвоначальной Троицы г. Козьмодемьянска. По случаю учреждения миссионерства в Казанской епархии 15 июня 1885 года утвержден миссионером по Козьмодемьянскому и Чебоксарскому уездам. С 28 августа 1888 года до конца жизни был председателем Козьмодемьянского уездного отделения епархиального училищного совета. На 1883 год избран гласным (депутатом) Козьмодемьянской городской думы. Отметим, что звания гласного земского собрания и члена училищного совета в те времена считались особенно почетными.

Примечательно, что свои знания и авторитет М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ использовал для дальнейшего развития школьного дела в уезде.

При этом возникает вопрос: сторонником какого образования он был?

В начальный период своей педагогической деятельности, примерно до середины 60-х годов XIX века, под влиянием педагогических взглядов М. С. КРОКОВСКОГО М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ стремился дать своим ученикам всесторонние знания. Но в период работы в составе особой комиссии (октябрь 1867 года ) он попал под сильное влияние Н.И. ИЛЬМИНСКОГО. Это влияние еще более усилилось после того, как 4 октября 1867 года при Казанском кафедральном соборе было создано братство святителя Гурия.

Основными задачами этой миссионерской организации были: утверждение в вере православной крещеных инородцев путем заведения инородческих школ и распространения книг на инородческих языках и путем устройства среди инородческого населения церквей; «... содействие распространению веры Христовой между иноверным населением Казанского края - магометанами и язычника­ми; утверждение и вразумление отпадающих и заблуждающихся чле­нов православной церкви».

В дальнейшем и педагогическая, и церковная деятельность Михаила РОЖДЕСТВЕНСКОГО будет основываться на вышеизложенных принципах.

Первые шаги в этом направлении были сделаны им еще во время пребывания в Казани.

11 октября 1867 года состоялось первое заседание совета братства святителя Гурия. Козьмодемьянский уезд на нем представляли Михаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, приехавший для участия в работе особой комиссии, и Гавриил ЯКОВЛЕВ, подготовивший для печати букварь И. КЕДРОВА.

На заседании совета по предложению М. РОЖДЕСТВЕНСКОГО первую братскую школу совет решил открыть в с. Пертнуры Козьмодемьянского уезда. Учителем в нее был назначен член братства Г. Я. ЯКОВЛЕВ, проработавший в школе до 17 февраля 1871 года.

Итак, Пертнурская школа стала в Марийском крае предвестником появления миссионерских школ нового типа - так называемых братских школ.

Вооружившись «новой системой просвещения инородцев Ильминского», М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ активно взялся претворять эту «новую идею» в жизнь. До конца 1867 года он открыл в уезде еще пять братских школ.

Унаследовав от КРОКОВСКОГО передовые для своего времени методы преподавания, РОЖДЕСТВЕНСКИЙ давал своим питомцам гакие глубокие знания, что некоторые их них без специальной подготовки становились учителями, не уступающими в работе имеющим педагогическое образование. Вместе с этим после образования братства святителя Гурия в просветительской деятельности Михаила Алексеевича усилилась миссионерская направленность. Более того, 15 июня 1885 года он был утвержден миссионером по Козьмодемьянскому и Чебоксарскому уездам.

Занимая ряд высоких выборных должностей, свое влияние и авторитет М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ использовал и в целях укрепления материальной базы школы, в которой работал учителем. Исключительно его заслугой можно считать строительство специального двухэтажного здания для Малосундырьской школы, первый этаж которого был отведен под своеобразную гостиницу, а второй под интернат. Строительство здания было завершено осенью 1868 года. Но, непредвиденные обстоятельства, случившиеся весной 1869 года, изменили первоначальные планы по использованию здания.

В мае 1869 года М. А. РОЖДЕСТВЕНСКОГО как благочинного 1-го округа и священника Малосундырьской церкви Козьмодемьяиского уезда посетил архиепископ Казанский АНТОНИЙ.

Узнав об этом, 30 мая к нему явились две марийки с просьбой: «Владыка святой! Нельзя ли и нам, девицам, иметь свой женский монастырь?» На что был ответ: «Молитесь Царице небесной и просите ее. Если ей угодно ваше желание, она исполнит его и сама укажет вам место для монастыря». Однако, когда РОЖДЕСТВЕНСКИЙ вернулся из Казани, куда ездил с отчетом по должности благочинного, в селе его ждали три девицы с котомками, которые сказали, что пришли сюда насовсем, что поместятся они в большой караулке, а прокормит их сам Бог. Поразмыслив, священник поместил их в общественном доме.

Слух об этом разнесся по всем инородческим селам. К концу 1870 года число девиц увеличилось до 15 и продолжало расти.

4 ноября 1870 года М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ направил рапорт архиепископу Казанскому, в котором изложил свои соображения об обращении Малоюнгинского прихода в женскую обитель, так как он был прежде монастырем и слишком беден для содержания причта.

Так как эта группа девиц была еще не подготовлена для образования общины, М. А. Рождественский решил ее именовать «Мало-сундырьской женской школой братства святителя Гурия». Старшей группы он назначил Марию Максимову, которая управляла хозяйством школы и учила девиц.

Так появилась Малосундырьская женская школа.

Тем временем количество девиц ежемесячно возрастало. В 1871 году их стало 25. «С увеличением их числа встретилось затруднение в том, где им брать содержание, - пишет Михаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. - Нередко случалось и то, что ничего у девиц не было, ни хлеба, ни чаю, тогда они обращались ко мне и я их снабжал всем необходимым».

Из вышесказанного становится ясным, что для священника Малосундырьской церкви вопрос обеспечения девиц питанием был одним из злободневных. Чтобы помочь девицам Малосундырьской общины, крестьянин села Пайгусово Михаил Герасимов «начал собирать для них хлеб, через что содержание их, хотя скудное, но все-таки было вперед обеспечено», - писал РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.

В 1872 году, когда число девиц увеличилось до 40, Михаил Алексеевич был вынужден обратиться в Козьмодемьянское земское собрание с просьбою о назначении какого-нибудь содержания для Малосундырьской женской школы. Земское собрание удовлетворило его просьбу, приняв ежегодно выделять на ее содержание 200 рублей серебром.

Это было большой опорой для содержания общины. Из этой суммы и производился расход на разные неотложные нужды как по общине, так и по школе. Именно: для учениц покупались училищные принадлежности, для сестер общины шилась одежда и покупалась провизия, для способных к рукоделию покупались разные материалы для их работы. В течение этого времени «ученицы показали большие успехи и в учении, и в рукодельях, так что видевшие их работы и слышавшие их пение удивлялись их успехам».

В 1874 году число девиц увеличилось до 50. Помещение в обще­ственном доме для них стало тесным. К тому же, в дни религиозных праздников в Малый Сундырь приходило много богомольцев. Община оказалась в крайне затруднительном положении. Выручил Козьмодемьянский купец Иван Матвеевич ЗУБКОВ. У него в Козьмодемьянске был выстроен новый дом «и очень поместительный для женской богадельни». Но так как желающих поступить в богадельню до сего времени не находилось, то в ноябре 1874 годабыло решено перевести общину в этот дом.

12 марта 1875 года из консистории пришел указ о переводе женской Малосундырьской общины черемисских девиц в г. Козьмодемьянск. После переезда общины в г. Козьмодемьянск М. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ не порывал связи с ней. «Его высокопреосвященству угодно было также, чтобы в училище при общине я был законоучителем, как знающий черемисский язык, и предложил мне 27 сентября 1877 года перейти в г. Козьмодемьянск к Троицкой церкви в настоятеля ея, с тем, чтобы быть благочинным общины, главным руководителем, наставником и председателем училищного совета по училищу общины.

Прожив 25 лет в Малом Сундыре, ему трудно было решиться на переход, однако все-таки дал свое согласие на сей переход и переселился в Козьмодемьянск в январе 1878 года».

Из архивных материалов известно, что в Козьмодемьянске прото­иерей поселяется в церковном деревянном доме, пожертвованном купцом Иваном Даниловичем ЕРОПОВЫМ.

В указе Священного Синода от 21 августа 1877 года отмечалось, что Козьмодемьянская черемисская женская община утверждалась с училищем для черемисских девиц. Для этого училища были разработаны и утверждены «Правила для училища при Козьмодемьянской черемисской троицкой женской общине».

В отчете за 1882 год сообщается следующее. «Козьмодемьянское городское женское училище открыто в 1876 г. на Троицкой улице, в здании женской общины на горной части города … Попечитель - протоиерей М. А. Рождественский. Он же - законоучитель. В январе 1878 года М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ был назначен настоятелем Козьмодемьянской черемисской общины. Однако и после это­го он не порывал связи с сельскими школами уезда.

28 сентября 1878 года он был официально назначен попечителем сельских училищ уезда и пробыл в этой должности до конца своих дней. Из отчетов школ первой половины 80-х годов XIX века известно, что М. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ был попечителем девяти земских школ, которые ежегодно проверял и оказывал им соответствующую помощь. Кроме того, РОЖДЕСТВЕНСКОМУ советом братства святителя Гурия было поручено наблюдать за школами братства Козьмодемьяиского уезда. В сере­дине 80-х годов XIX века он назначается еще и попечителем церковноприходских школ.

В конце 80-х годов таких  школ в Козьмодемьянском уезде было 16. Следует отметить, что изменился и характер попечительства: в основном оно было сведено к контролю за тем, чтобы учителя не выходили за рамки правил о церковноприходских школах.

В середине 90-х годов состояние здоровья протоерея, прослужившего в священном сане около 45 лет, М. А. РОЖДЕНСКОГО начинает ухудшаться. 9 августа 1897 года после продолжительной болезни он скончался. Погребение его было совершено 11 августа при громадном стечении народа, с участием 27 священников …

К сожалению, имя этого крупного деятеля народного просвещения второй половины XIX века было со временем предано забвению.