Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЧАРУШИНА (КУВШИНСКАЯ) АННА ДМИТРИЕВНА

ЧАРУШИНА (КУВШИНСКАЯ) АННА ДМИТРИЕВНА (1851 год, с.Кокшага Яранский уезд Вятская губерния – 1909 год, г.Вятка)

Революционерка-народница 70-х годов 19-го века, член петербургского кружка «чайковцев», соратница Софьи Перовской.

Дочь сельского священника, классная дама в Вятском женском епархиальном училище. В начале 1872 года она уехала в столицу с мыслью поступать в Медицинскую академию, но вступила в апреле месяце в революционный кружок, основанный выдающимся деятелем 70-х годов Николаем Васильевичем Чайковским. По его имени члены этого петербургского кружка, ведшего массовую пропаганду среди рабочих и отчасти среди крестьянства называли «чайковцами». Здесь она сблизилась со своим земляком из города Орлова Вятской губернии, студентом Технологического института Николаем Чарушиным, которого знала еще по Вятке переписывалась целый год. Прежняя дружба, подкрепленная общностью целей и интересов, сменилась любовью.

В январе 1874 года они были арестованы в Петербурге, просидели до суда около 4 лет в Петропавловской крепости и других тюрьмах Петербурга. В ходе процесса «193-х» в январе 1878 года Николай Аполлонович был осужден за пропаганду на 8 лет каторги, с зачетом предварительного заключения.А Анна тоже привлекавшаяся к суду по делу 193 революционеров - участников «хождения в народ» была после суда освобождена.Ей зачли в наказание срок предварительного заключения. 12 февраля 1878 года в церкви Дома предварительного заключения состоялась свадьба Н.А.Чарушина и А. Д. Кувшинской, которая, уже будучи освобожденной, добилась разрешения на бракосочетание лишь благодаря своей настойчивости и энергии. И потом последовала добровольно на каторгу вслед за мужем.

Путь от Петербурга до Иркутска совершен был отчасти по железной дороге (от Петербурга до Нижнего-Новгорода) и по воде на барже (от Нижнего до Перми и от Тюмени до Томска), а все остальное многотысячное расстояние—на лошадях под охраной жандармов. Перед Иркутском Чарушин заболел тифом и был привезен в Иркутскую тюрьму в бессознательном состоянии, где и вынужден был от партии отстать.Жандармский ротмистр Петров, не желая, очевидно, лишаться лишней тысячи рублей, обещанной ему, как говорили, за благополучную доставку каждого из нас на Кару, настойчиво уговаривал Анну Дмитриевну продолжать путь. За решительный отказ он отомстил сообщением по начальству, что Чарушина, оставшись в Иркутске, подготовляет побег мужу. Вероятно, благодаря этому, несмотря на настойчивые требования доктора снять с больного. на время тяжелой болезни кандалы, они не снимались.

Наказание Чарушины отбывали с ноября 1878 года по июнь 1881 года на Каре (Забайкалье), куда прибыли 23 ноября 1878 года. Летом 1881 года они вместе с дочерью, родившейся на Каре в 1880 году, покидают Кару и выезжают в сопровождении конвоя в Нерчинск и Читу. Откуда Чарушин был отпущен на заработки—на казенные Давенденские прииски, расположенные в глухой тайге, ниже Кары. Анна Дмитриевна была приглашена учительницей к детям управляющего приисками, а Николай Аполлонович для занятий в конторе. Но благодаря особенностям приисковой жизни выдержать ее удалось лишь год. С приисков они снова перебрались в Нерчинск, где прожили 4 года, вращаясь в тесном кругу близких и знакомых. Летом 1886 года Чарушины направились в Троицкосавск, находящийся на границе с Монголией. Здесь они провели целых 9 лет, пока не получил возможности выехать в Россию. Только через 18 лет после приговора, они получили, наконец, возможность вернуться в Россию с мещанским паспортом, без отметок о судимости, с воспрещением въезда в столичные, университетские и некоторые другие города. И в августе 1895 года, совершив многотысячный обратный путь на лошадях, Чарушины снова в Вятке.

Вернувшись домой, Анна Дмитриевна принимала активное участие в общественной жизни, являлась издательницей газеты «Вятская жизнь».

В конце 1905года были изданы «Временные правила о печати» и группа сторонников открытой политической деятельности, пользуясь открывшейся возможностью, предприняла попытку издавать в Вятке газету левого демократического направления с народническим уклоном. В декабре 1905 года были выпущены первые номера ежедневной газеты, получившей название «Вятская Жизнь». Через семь месяцев, по приговору суда, за напечатание «Выборгского воззвания» она уже была закрыта. А.Д. Чарушина, как издательница, хотя и серьезно больная, была выслана губернатором, князем Горчаковым, за пределы губернии. Этой высылкой было положено начало массовым высылкам, опустошившим губернию.

Но беда, как говорится, не приходит одна. В августе 1903 года, участвуя в геологической экспедиции Голубятникова, погиб на Кавказе, в Бакинской степи, ее старший сын Леонид, студент Горного института, а в январе 1909 года умерла, возвратившаяся в Вятку из своей последней ссылки и Анна Дмитриевна. В 1906 году она была в очередной раз выслана из столицы, на сей раз в Пермь, где какое-то время жила у своего брата Владимира Дмитриевича Кувшинского, бывшего управляющим машиносудостроительного и литейного заводов И. И. Любимова.

Когда А.Д. Чарушина умерла, то была похоронена в 34-м квартале Вятского городского Иоанно-Богословского кладбища. В 1910 году у нее на могиле стоял деревянный крест. Могила, как и само кладбище, до сегодняшего дня не сохранились.