Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КУЗНЕЦОВ Алексей Дмитриевич

КУЗНЕЦОВ Алексей Дмитриевич

Работник сферы образования, учитель пения Козьмодемьянской средней школы № 1. Жертва сталинских репрессий.

В школе Алексей Дмитриевич обучал детей азам музыки. От него, например, ученики узнали о композиторах «Могучей кучки» (Балакирев, Мусоргский, Римский- Корсаков).

В 1938 году КУЗНЕЦОВ был арестован вместе с Александром Александровичем РОДИОНОВЫМ, учителем музыки школы № 1, и заведующий козьмодемьянской фотографией Сергей Петрович ЩЕРБАКОВЫМ. Все трое были обвинены в создании якобы контрреволюционной троцкистской организации. Во главе был «поставлен» ЩЕРБАКОВ.

За всеми числился «криминал» - не от тех родителей родились: например, КУЗНЕЦОВ - сын жандарма. При этом забывалось, что Алексей Дмитриевич немало потрудился над музыкальным воспитанием горожан. Алексей Дмитриевич создал в средней школе два самодеятельных оркестра, в которых играли только школьники - симфонический и народных инструментов. Эти оркестры выступали не только в школе, но и на сцене Народного дома, их приглашали в Йошкар-Олу для выступления по всесоюзному радио. Оба оркестра просуществовали до ареста Алексея Дмитриевича. Кроме того, КУЗНЕЦОВ и РОДИОНОВ входили в состав знаменитого трио: Алексей Дмитриевич играл на виолончели, Александр Александрович - на пианино, а И. П. Перлов - на скрипке.

Во время следствия были «вскрыты» факты, показывающие, будто еще в начале 1934 года «вся эта троица» высказывала контрреволюционные троцкистские суждения против ВКП(б) и Советской власти. Было «установлено», что в 1936 году они «сожалели врагов народа Зиновьева, Каменева» и «восхваляли политику и деятельность врага народа Троцкого» (так было написано в заключении следователя), а в 1937 году дело дошло до «восхваления врагов народа и царского строя».

В деле музыкантов имеется еще одна удивительная запись. Очевидно, следователь проявил очень тонкое музыкальное чутье, когда зафиксировал, что «Кузнецов и Родионов через хор и музыку воспитывали кадры в контрреволюционно-буржуазном духе, недооценивали Советских композиторов и Советскую музыку».

За все эти «деяния» 8 сентября 1938 года специальная судебная коллегия Верховного суда МАССР приговорила А. Д. КУЗНЕЦОВА и С. П. ЩЕРБАКОВА к десяти годам, а А. А. РОДИОНОВА к восьми годам лагерей. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР немного умерила пыл «тройки» и снизила сроки КУЗНЕЦОВУ и ЩЕРБАКОВУ до четырех лет, а РОДИОНОВУ - до трех. По окончании этих сроков все трое вернулись домой.

Лишь через двадцать лет они были реабилитированы. К сожалению, ждать пришлось слишком долго, судьбы этих людей были уже непоправимо исковерканы.