Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ФРИДЛИБ Владимир Николаевич

ФРИДЛИБ Владимир Николаевич (1902 год, г.Тула – 19.10.1967 год)
Деятель речного флота, основатель целой речной династии ФРИДЛИБов, начальник гидротехнического отделения и преподаватель Горьковского речного техникума им. Зайцева (ныне Нижегородское речное училище им. И.П. Кулибина), жертва сталинских репрессий.
Родился в семье чиновника лесного ведомства – лесного кондуктора, ставшего затем управляющим Шереметьевской усадьбой в селе Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Детство и юность провел в селе Юрине, учился в мужской гимназии в Козьмодемьянске. После революции служил в Красной армии, а затем поступил в Казанский индустриальный техникум, который окончил с дипломом инженера-гидротехника в 1929 году. Его квалификационная работа под названием «Проект шлюзования реки Москвы» до сих пор хранится в музее Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина (тогда еще Горьковского речного техникума).
Студентом третьего курса Владимир работал старшим техником изыскательской партии Верхней Волги. Как только получил диплом, стал старшим инженером управления водных путей Волжского бассейна. Через два года — старшим инженером управления по строительству Нижегородского порта.
С 1932 года Владимир Николаевич руководил гидротехническим отделением Горьковского речного техникума и преподавал. Много сил и энергии отдавал воспитанию молодежи, но 8 марта 1938 года по ложному доносу был неожиданно арестован и  28 февраля 1939 года осужден (по стататье 58-10 ч.1) линейным судом водного транспорта Верхне-Волжского бассейна на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Сын В.Н. ФРИДЛИБа Герман Владимирович позднее вспоминал:
— Отец мой следом за начальником училища В.М. Зайцевым был посажен в тюрьму как враг народа. Срок отбывал в поселке Буреполом, где в тяжелый первый год войны под его руководством заменили мост без остановки движения по Горьковской железной дороге. За эту заслугу отец пользовался льготами до окончания срока.
В 1957 году постановлением пленума Верховного суда СССР несправедливый приговор был отменен за неимением состава преступления, и В.Н. ФРИДЛИБ реабилитирован. После освобождения занимался узкоколейными дорогами Уренского авиалесокомбината. На него была возложена вся работа по планированию эксплуатации железной дороги, руководство ремонтами механизмов, техническая консультация по вопросам содержания и ремонта путей, составление рабочих программ для курсов работников железной дороги и непосредственное участие в их обучении. За этот период в приказах по комбинату Владимиру Николаевичу объявлен ряд благодарностей.
В начале 50-х гг. этот речной техникум (училище) окончил сын Владимира ФРИДЛИБа - Герман, и уже на пенсии по стопам отца пришел в него преподавать.