Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КАМИЛОВ Фагиль Камилович

КАМИЛОВ Фагиль Камилович (25.05.1948 год, д.Кушкетбаш Балтасинский район Татарская АССР).
Работник строительной отрасли, начальник Мари-Турекского ДРСГУП (1986-2006 гг.). «Почетный житель поселка Мари-Турек».
Фагиль КАМИЛОВ родился в многодетной крестьянской семье. С детских лет познал нелегкий труд сельского жителя. После окончания восьми классов поступил в профессионально-техническое училище, где получил права механизатора широкого профиля и водителя автомобиля. В 1973 году КАМИЛОВ переехал работать в совхоз «За мир». И вот уже более тридцати лет жизнь Фагиля Камиловича связана с Республикой Марий Эл. Был трактористом, шофером, заместителем директора ОПХ по кормопроизводству. Заочно окончил Иошкар-Олинский совхоз-техникум. В 1986 году по рекомендации райкома партии и исполкома районного Совета народных депутатов был назначен начальником Мари-Турекского дорожного участка, которым он руководил в течение целых 20 лет.
Жалкое зрелище представляла организация в 1986 году, когда Фагиль Камилович начал работать начальником Мари-Турекского ДРСУ. Производственные дела стояли на месте. Не строились в районе дороги с асфальтово-бетонным покрытием. Дорожная техника была со сроком эксплуатации 20-25лет, процветали текучесть кадров и низкая зарплата. Наследству, как говорится, не позавидуешь. Пришлось принять ряд экстренных, может быть, даже неординарных решений. Умный человек, талантливый организатор сразу понял: без поддержки людей, вселения в них уверенности в завтрашнем дне ничего не добиться. Нужно создавать условия труда, а уж народ наш работать может и умеет. Конечно, соответственным должен быть и спрос с подчиненных.
Особенно тяжело было в первый год работы: не было топлива, ГСМ, не хватало транспортных средств, асфальтированной дороги по району 200 метров в центре поселка. Приходилось Фагилю Камиловичу обивать пороги районных организаций.
Трудные «экзамены» коллективу и его руководителю приходилось сдавать не раз. Но предприятие не только сохранилось, но и окрепло: практически каждый год приобреталась новая современная спецтехника (одними из первых в республике мари-турекцы начали работать по современной технологии укладки «литого асфальта»). И, несмотря на довольно высокую стоимость, такая техника, по словам КАМИЛОВА, себя оправдывает - уменьшается себестоимость строительства и ремонта дорог, увеличивается эффективность работы.
Директор никогда не боялся идти на эксперименты по внедрению новых дорожных технологий. Например, 11-километровый участок Хлебниково - Карлыган построен методом «цементации» в сотрудничестве с учеными дорожного факультета МарГТУ, с которым Фагиль Камилович и его коллектив поддерживали постоянную связь. А недавно КАМИЛОВ сконструировал и построил собственное «ноу-хау» - кусторезку, на апробацию которой приезжали специалисты «Марийскавтодора» - основного заказчика мари - турекского предприятия.
Другое дело - средства. Увы, их не хватает сегодня всему дорожному комплексу, мари-турекцы - не исключение. Но Фагиль Камилович с его огромным опытом и сметкой настоящего хозяйственника находит нестандартные выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Так, созданы дополнительные производства - столярный цех, пилорама, швейный цех, обеспечивающий спецодеждой другие дорожные предприятия республики. Все это для коллектива стало спасительной «соломинкой» в самые трудные для предприятия годы и сегодня является надежным подспорьем.
В настоящее время численность коллектива составляет 134 человека. Зона обслуживания - 250 километров общего пользования. Производственная база: ремонтные мастерские, гараж, газовая котельная, около 40 единиц спецтехники, лаборатория качества. Действуют три асфальтово-бетонных завода общей производительностью 720 тонн продукции в смену. Ведется активный поиск новых заказчиков - и небезрезультатно: мари – турекцы успешно поработали в соседнем Татарстане, победив в открытых тендерах коллег - конкурентов. Но директорский секрет выживания лежит не только в экономической плоскости: «Пока не узнаешь характер каждого работника, руководить успешно не сможешь»,- говорил КАМИЛОВ. «Мы можем выполнить любой вид дорожных работ - вот такой у нас коллектив!»- с гордостью говорит Фагиль Камилович. Коллектив предприятия подобрался дружный, сплоченный и очень работоспособный. На предприятии большое внимание уделяется социальным вопросам. Многие работники ДРСГУП построили индивидуальные дома, в этом большую помощь им оказало предприятие. Все это - реальные дела руководителя, по- настоящему дорожащего своим коллективом.
Кроме основной производственной деятельности КАМИЛОВ принимает активное участие в деле экономического и производственного развития всего района, оказывает помощь в благоустройстве поселка Мари-Турек, учебных заведений, больничных комплексов, в строительстве церкви и мечети. Неоценима помощь Фагиля Камиловича в проведении праздника Дня поселка. Даже пруд, на берегу которого он живёт, не остался без его внимания. Оказывается, КАМИЛОВ и к нему «приложил руку»: запустил на развод мальков карпа - на радость местным рыбакам, своими руками отремонтировал катамараны и обустроил небольшую пристань.
Он женат. Имеет двоих сыновей.
В 2004 году окончил Вятский государственный университет по специальности «Муниципальное и государственное управление». В настоящее время трудится в Мари-Турекском училище №25 заместителем директора по учебно-производственной части.