Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ШЕРЕМЕТЕВА (СКОБЕЛЕВА) Ольга Дмитриевна

ШЕРЕМЕТЕВА (СКОБЕЛЕВА) Ольга Дмитриевна (1847 год -1898 год, Рязанская губ.).
Крупная землевладелица Марийского края, обладательница усадьбы в селе Юрино, супруга строителя замка Василия Петровича и мать последнего владельца усадьбы – Петра Васильевича ШЕРЕМЕТЕВЫХ. Фрейлина царского двора.
Родилась в семье генерала, героя многих войн, ставшего в итоге комендантом Петропавловской крепости Петербурга Дмитрия Ивановича Скобелева. Это наложило на Ольгу своебразный отпечаток: даже став фрейлиной, она, тем не менее, обожала военные марши  и даже сочиняла их сама. В Петербурге до настоящего времени в фонтанном доме ШЕРЕМЕТЕВЫХ находятся ее нотные произведения.
Еще она очень любила цветы и многое сделала, чтобы украсить ими Шереметьевскую усадьбу, которая стала принадлежать и ей после выхода замуж за поручика гвардии Василия Петровича ШЕРЕМЕТЕВА. Мужа своего Ольга боготворила... Характер у Василия Петровича был вспыльчивый, и жена уравновешивала, умиротворяла его.
Своего брата Михаила, знаменитого генерала, покорителя Шипки, Ольга Дмитриевна тоже очень любила (он не раз приезжал в Юрино в гости). И после его смерти она заказала платки с его портретами, и по описи 1916 года их было 470 штук.
Консультантом по отбору картин для ШЕРЕМЕТЕВЫХ был художник Иван Айвазовский с которым ШЕРЕМЕТЕВА-СКОБЕЛЕВА поддерживала теплые дружеские отношения. Сохранилось его письмо Василию Петровичу, в котором он интересуется здоровьем Ольги Дмитриевны. В память о нем в Юринском главном доме висели картины художника.
После смерти мужа (он умер в Юрино) Ольга Дмитриевна решила продать юринское имение и обратилась в 1894 года с этим предложением в Удельное ведомство к князю Вяземскому.
«Ваше сиятельство, князь Леонид Дмитриевич. После умершего мужа моего Василия Петровича осталось мне и моим детям, четверым имение в Нижегородской губернии Васильсурского уезда при реках Волге и Суре - село Юрино в количестве 40027 дес. большого, частию отличного соснового и елового леса. По семейному положению моему и как женщина, я не могу извлекать из этого имения надлежащего дохода и потому желала бы продать его, но по размерам имения и большой ценности его затруднительно найти покупщика между частными лицами. Потому обращаюсь к Вашему Сиятельству с покорнейшей просьбой: не найдете ли вы полезным приобрести наше имение в Удельное ведомство. Этой покупкой, по-моему, многие достигнуты были бы цели: приобретение уделом драгоценного и весьма доходного по своему положению и составу имения и достижение общегосударственной цели - бережное и в надлежащем порядке хозяйство огромным лесным пространством...»
Князь Вяземский счел возможным вести разговор только о лесных дачах: «Просить О. Д. Шереметеву уведомить меня, согласна ли она в принципе продать Юрино без усадьбы, парка и базарной площади, то есть одних лесов по течению р. Ветлуги и вырубленный бугорок вблиз усадьбы и до реки Ветлуги». После смерти Ольги Дмитриевны дело о продаже имения было прекращено... А умерла она в Рязанской губернии.
Есть запись графа Павла Сергеевича Шереметева в очерке «Поездка в Юрино 18-25 апреля 1906 года», в которой сказано: «Она умерла в Рязанском имении и умерла по-скобелевски. Позвала всех детей, простилась и сказала «я сейчас умру» и умерла».