Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ШЕРЕМЕТЕВ Василий Петрович

ШЕРЕМЕТЕВ Василий Петрович (29.08.1836 год – 18.04.1893 год, с.Юрино Васильсурский уезд Нижегородская губ./ ныне Юринский район РМЭ).
Военный деятель, гвардии поручик, крупнейший помещик Марийского края, владелец Юринской усадьбы периода ее наивысшего расцвета. Племянник Сергея Васильевича ШЕРЕМЕТЕВА (1792 -1866 гг.) и сын его брата Петра Васильевича ШЕРЕМЕТЕВА (1799 - 1837 гг.).
После смерти своего дяди Сергея Васильевича, отстраненного за свои зверства над крестьянами от управления усадьбой, во владение Юринской вотчиной в 1860 году вступает его племянник, Василий Петрович. Василию ШЕРЕМЕТЕВУ достался не только деревянный дом с розарием. Его дядя успел построить в Юрине два кожевенных, два стекольных и два винокуренных завода, основать кирпичное, черепичное и гончарное производство. А у самого Василия Петровича к тому моменту уже была семья. Его жена Ольга Дмитриевна СКОБЕЛЕВА (1847-1898 гг.),  сестра прославленного генерала и героя Балканской войны Михаила Дмитриевича, тяжело болела, а потому вместе с мужем находилась в Италии на излечении. Как раз там ШЕРЕМЕТЕВ и познакомился со средневековой архитектурой и, получив наследство, решил построить в своем новом имении настоящий замок. Вот откуда наличие многих архитектурных стилей: арабский, готический, романовский, ионический, далее опять венецианская башня и снова восточный стиль. Строительство его началось в 1859 году, а завершилось в 1915 -м. Облюбовал это место на берегу Волги и задумал строительство еще Сергей Васильевич - второй владелец Юринской вотчины.
А вот другие имения после отъезда С.В. Шереметева в Швейцарию пришли в упадок. Усадьба в Богородском с прекрасным садом, цветниками, знаменитыми шереметевскими теплицами была разорена. Но наследие осталось - в виде православных храмов, приходских школ, развитой кожевенной промышленности. Все это послужило прочным фундаментом для будущего культурного и экономического развития здешней округи.
Василия Петровича военная карьера не интересовала, хотя он пошел по стопам отца и начал в 1854 году службу в престижном кавалергардском полку юнкером и числился ШЕРЕМЕТЕВЫМ четвертым. Прослужил всего четыре года, был уволен в отставку по болезни в чине поручика. Он был больше крупным сельским хозяином и промышленником. Был увлечен историей, архитектурой, искусством, сельским хозяйством. Путешествуя по разным странам, он учился «уму-разуму» и привозил в свой будущий дом разные диковинки. Хозяин он был отличный, при нем юринская усадьба расцвела. Здесь были пруды с рыбой, псарни, коптильня, курильня, большой ледник, винные погреба с винами, приготовленными здесь же, в усадьбе.
Первый камень в строительстве замка был заложен в 1874 году. Заказчиком Василий Петрович был очень привередливым. Для разработки проекта в Юрино были приглашены самые известные в то время в Европе архитекторы Р.Мюллер, А.Штерн, А.Барланд, А.Корш. Проект был фантастичен. Василий Петрович хотел соединить в нем готику, барокко, азиатский и древнерусский стили. Династии местных каменщиков, плотников, кузнецов, краснодеревщиков почти полвека создавали невиданное сооружение. На отделочные работы в 1880 году был выписан из Италии знаменитый мастер по устройству мозаичных полов. Точеные мраморные колонны для Восточной комнаты и античные скульптуры с раскопок древней Помпеи везли морским путем до Санкт-Петербурга, там перегружали в железнодорожные вагоны и доставляли в Нижний Новгород, откуда по Волге - в Юрино. Дворец замышлялся не столько для жилья, сколько для размещения бесценных произведений искусств, собранных со всего света. Например, консультантом по отбору картин для ШЕРЕМЕТЕВЫХ был известный художник Иван Айвазовский. С 1905 по 1914 год над проектом замка работал архитектор П.П.Малиновский, построивший Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге и многие здания в Нижнем Новгороде. Закончить строительство замка Василию Петровичу не хватило жизни, и достраивался он уже при сыне Василия Петре: отец умер в 1893 году и был похоронен возле около Михаило-Архангельской церкви в Юрино. К тому моменту постройку спрятали за надежными крепостными стенами, часть из которых была сделана из особого строительного материала - вулканического туфа. Весь первый этаж стены сдавался купцам. А со стороны реки ШЕРЕМЕТЕВЫ ограничились обыкновенным дощатым забором.
При жизни честолюбивому барину долгое время не давал покоя вопрос, не являются ли нижегородские ШЕРЕМЕТЕВЫ родственниками первого русского графа. В 1705 году, когда в Астрахани произошло восстание, Петр I отправил на его подавление фельдмаршала русской армии Бориса Петровича Шереметьева, а в 1706 году в благодарность за хорошую службу наградил его званием графа. В итоге оказалось, что предпоследний юринский помещик Василий Петрович обласканному Петром I графу Шереметьеву приходился внучатым племянником аж по тринадцатому колену! Однако успокоившись и на том, Василий Петрович увековечил свое родство в надписи, сделанной над входом в замок – «1706» (то есть год наречения Шереметьевых графами).
Характер у Василия Петровича был вспыльчивый, и жена Ольга Дмитриевна уравновешивала, умиротворяла его. У Василия Петровича была огромная коллекция пенковых трубок с тончайшими фигурами художественной работы. Он обыкновенно ходил по усадьбе с длиннейшей трубкой и, осматривая свои огромные службы, сад и оранжереи, ругался по-русски, признаваясь, что он очень любит русскую брань. Зимой, когда жил в Юрине, заходил в зимний сад и, заметив, что какая-нибудь из пальм упирается в стекло, приказывал ее рубить и пилить на дрова; затем бросал их в своем кабинете в камин и приговаривал: «Черт знает как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет».
Был он эмоциональным человеком и малохозяйственным. При нем выстроили пятиэтажную мельницу, которая ни дня не работала. Строительство хозяин вел, занимая деньги в долг, в том числе у своих крестьян. И, по свидетельству Павла Сергеевича Шереметева, когда Василий Петрович умер, то в доме не оказалось и ста рублей на похороны и пришлось занимать у исправника...
Но даже, несмотря на то, что помещики редко бывали на этой земле, дворец всегда был полон народу. Здесь работали 153 человека, а знатных гостей развлекали три струнных оркестра. В каждой из сотни уютных комнат стоял своеобразный камин. Потолки, выполненные местными краснодеревщиками, были украшены уникальной резьбой, а особое внимание привлекала картинная галерея, три четверти работ в которой были подлинными. В центре красовалось полотно Айвазовского «Шторм на Черном море»: Василия ШЕРЕМЕТЕВА с художником связывала трепетная дружба. Но особенно поражались гости, когда их взгляду открывалась огромная королевская пальма, упиравшаяся прямо в стеклянный купол в центре дворца.
В создании художественной коллекции замка Василию Петровичу активно помогала его жена Ольга Дмитриевна, фрейлина царского двора. У Василия Петровича и Ольги Дмитриевны были дети: Ольга, Петр, Елизавета и Марина, дочь Мария умерла в младенчестве. Ольга вышла замуж за офицера Павла Александровича Демидова, но семья распалась. Второй раз Ольга вышла замуж уже за князя Михаила Михайловича Кочубея. После смерти родителей младшие дети воспитывались в семье Мартыновых. Весной 1908 года Марина Васильевна переехала в Санкт-Петербург и впоследствии вышла замуж за офицера гусарского полка Михаила Петровича Кауфмана. В 1914 году М.Кауфман во время 1-й мировой войны был убит на фронте, Марина переехала за границу, вышла второй раз замуж за Гагарина и купила землю в Италии недалеко от Ниццы. В 1925 году Марина Васильевна умерла и была похоронена в Ницце на кладбище «Сосадпе».
Единственный сын Ольги Дмитриевны и Василия Петровича, Петр, был последним владельцем Юринской вотчины. Он был женат на француженке Луизе Камиловне, детей у них не было. Он часто болел и 14 января 1916 года умер в Санкт-Петербурге в возрасте 34 лет.
Жемчужиной Поволжья называют не только замок, но и Михайло-Архангельскую церковь, построенную Василием ШЕРЕМЕТЕВЫМ. В Юрине недалеко от замка на холме, называемом «маковка», стояла когда-то деревянная церковь Архангела Михаила. К середине XIX века церковь уже не вмещала всех желающих, и было решено построить новую. Деньги собирали всем миром. Свой вклад внесли купцы, рабочие, крестьяне, но основную сумму на строительство новой церкви выделил барин Василий Петрович ШЕРЕМЕТЕВ. Новая двухэтажная каменная церковь была построена в 1869-1889 годах, у стен этой церкви - могилы ее создателя Василия ШЕРЕМЕТЕВА и его родственников, горела днем и ночью неугасимая лампадка за дела его праведные. На могильном камне высечено: «Василий Петрович Шереметев, родился 29 августа 1836 года, скончался 18 апреля 1893 года».