Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

АЗАНОВСКИЙ Алексей Петрович

АЗАНОВСКИЙ Алексей Петрович (1871(2?) год, с.Михайловское (Сурты) Царевококшайский уезд Казанская губ./ныне Медведевский район РМЭ. По другим сведениям родился в с.Давыдово Павловский уезд Нижегородская губ. - 1925 год).

Деятель Русской Православной Церкви, протоиерей, священник Троицкого и Воскресенского храмов г.Царевококшайска; законоучитель и делопроизводитель Уездного Отдела Епархиального Училищного Совета; старший помощник и, позднее, благочинный первого благочиннического округа Царевококшайского уезда.Один из самых известных  священников марийского края начала XX века, миссионер. Брат П.П. АЗАНОВСКОГО.

Сын священника, служившего в селе Давыдово Павловского уезда Нижегородской губернии. Закончил Казанскую семинарию в 1893 году. Был определен во Владимирскую церковь села Кузнецово Царевококшайского уезда. Свое служение в Царевококшайске он начал с февраля 1897 года в Троицкой церкви, а позднее, в 1904 году, служил в Воскресенском соборе Царевококшайска. Отец Алексий вел активную педагогическую деятельность. В разное время он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах, в Медведевском земском училище, в Царевококшайском четырехклассном городском министерском училище, занимал различные административные должности, в т.ч. благочинного первого благочиннического округа Царевококшайского уезда, члена и делопроизводителя уездного отделения епархиального училищного совета.

В 1898 году награжден набедренником, в 1907 году - камилавкой.

Был назначен наблюдающим за бесплатной библиотекой-читальней, которая была открыта 18 апреля 1897 года в здании Вараксинского Земского училища. Этот факт стал действительной датой открытия Царевококшайского отдела Казанского общества трезвости (формально, Казанский Губернатор его разрешил открыть еще 1 июня 1896 года). В библиотеке по воскресеньям проходили религиозно-нравственные чтения, которые велись священниками городских церквей и светскими членами общества трезвости. На добровольные пожертвования библиотека выписывала книги и брошюры религиозно-нравственного, исторического содержания, а также книги по сельскому хозяйству и периодические издания. В ней по воскресеньям проходили религиозно-нравственные чтения, которые велись священниками городских церквей и светскими членами общества трезвости. Жители Царевококшайского уезда постепенно приобщались к традиции посещать религиозно-нравственные чтения общества трезвости, а как свидетельствуют данные 1914 года, подавляющее большинство населения поддерживало идеи трезвости и выступало за полное запрещение производства и продажи спиртного.

1 октября 1909 года благочинный 1-го округа Царевококшайскаго уезда Алексей АЗАНОВСКИЙ, «в сослуженіи окружнаго духовенства, совершено освященіе вновь устроеннаго лѣваго придѣла теплаго храма в селе Семеновке, Царевококшайскаго уѣзда, во имя Св. Пророка Иліи».

В журнале «Сотрудник Братства святителя Гурия» № 27 - 28 от 22 мая 1910 года был опубликован доклад А.П.АЗАНОВСКОГО под названием «В съезде духовенства черемисских приходов», сделанный им во время проходившего 20 - 21 января 1910 года в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни Съезда духовенства черемисских приходов Казанского и Царевококшайского уездов Казанской епархии. Указав, что население его округа состоит «преимущественно из крещеных инородцев-черемис», среди которых есть только «18 душ язычников», он отметил, в частности, что: «Огромное большинство черемис добрые, истинные христиане; они так же, как и русские, любят храм Божий, с усердием исполняют долг исповеди и св[ятого] причастия и все христианские обычаи. Но есть между черемисами немало и таких, которые только числятся православными христианами; в церковь они ходят редко, почти не говеют и сильно ещё придерживаются суеверных обычаев своих предков». При этом отец Алексей отметил, что «больших усилий и труда» по укреплению черемис (марийцев) в православии не требуется, так как они «люди добродушные», «не фанатичны, как мусульмане», и «никогда не сторонятся от бесед на религиозные темы».

В заключение своего доклада он выделил три положения, которые, по мнению А.П. АЗАНОВСКОГО, «могли бы послужить для удовлетворения религиозных нужд черемис»: «1) Искреннее и любовное отношение к блуждающим во тьме язычества инородцам-черемисам; 2) основательное знание пастырями инородческих приходов природного наречия; 3) законоучители - приходские священники при прохождении курса Закона Божия должны обращать главное внимание на воспитательную сторону, останавливаясь возможно дольше на жизни и учении начальника нашей веры Господа Иисуса Христа».

После Октябрьского переворота АЗАНОВСКИЙ отказался от сана, проживал в Павловском уезде (д. Венец) Нижегородской губернии, где являлся сотрудником по снабжению продуктами служащих Комиссариата финансов.

Подвергся преследованиям властей: в 1919 году был арестован, обвинялся в агитации против и месяц провел под стражей. В 1924 году АЗАНОВСКИЙ задерживался вновь, был доставлен в Краснококшайск, где был допрошен  о событиях 1918 года в деревне Княжна. Против него было возбуждено уголовное дело, которое за недоказанностью, властям пришлось закрыть 21 августа 1925 года. После этого уехал, вероятно, в Москву, где жила его дочь.