Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ТИХВИНСКИЙ Феодор Васильевич

Тихвинский ФедорТИХВИНСКИЙ Феодор Васильевич (1.02.1861 год, с.Пектубаево Кадамская волость Яранский уезд Вятская губ./ ныне Новоторъяльский район РМЭ -?год, с.Пектубаево(?)).

Государственный деятель, депутат II-й Государственная дума Российской империи от Вятской губернии; член Всероссийского Крестьянского союза. Деятель Русской Православной Церкви, священник, знаменитый миссионер в области старообрядчества, автор нескольких трудов,. Его очерки в «Вятских епархиальных ведомостях вошли в классику духовной литературы того времени.

Родился в семье диакона села Пектубаево (Яранский уезд) Василия ТИХВИНСКОГО и жены его Екатерины Стефановны. Отец скоропостижно скончался в 1881 году, когда Феодор учился в Вятской духовной семинарии. Он закончил ее с отличием в июне 1885 года, получив аттестат первого разряда – большинство приходских священников имело аттестаты второго разряда. 18 января 1886 года Феодор ТИХВИНСКИЙ был определен псаломщиком к Успенской церкви слободы Кукарки. А в августе 1888 года как священник, тогда еще никому неизвестный, приехал в село Байса, в приходе которого идеально уживались и православные, и староверы, и язычники. Впрочем, такая картина во всей Вятской губернии тогда не была редкостью. Отец Феодор был рукоположен в сан иерея к церкви Висилия Великого села Байса 29 августа 1888 года и прослужил в ней 17 лет, из них 10 лет – противораскольническим миссионером по Уржумскому уезду.

По избранию духовенства в 1893 году Феодор ТИХВИНСКИЙ был назначен на должность библиотекаря 2-го Благочинного округа Уржумского уезда, затем членом вятского братства святителя и чудотворца Николая. В 1891 году отец Феодор получил свою первую награду – набедренник. С 11 апреля 1895 года он стал миссионером против раскола по Уржумскому уезду и добился в этом деле больших успехов. В 1897 году Ф. ТИХВИНСКИЙ опубликовал в «Вятских губернских ведомостях» свой первый большой труд под названием «История раскола в деревне Русский Турек Уржумского уезда Вятской епархии» и в этом же году – «Турек и его значение в старообрядчестве». Русский Турек в то время являлся одним из старообрядческих центров уезда, правда, наиболее значительных, поэтому на более «мелкие» центры, находящиеся в соседних прихода, отец Феодор не уделял большого внимания. Правда, в 1901 году состоялся съезд миссионерского общества 2-го Благочинного округа, на котором постановили открыть «вновь церковную школу в д. Комаровой прихода с. Вотского, где центр раскола, и открыть церковную школу в д. Чернушке прихода села Лаж, которое тоже с раскольничьим населением». Возможно, за свои миссионерские труды отец Феодор уже в 1897 году получил свою вторую награду – скуфью. Конечно, Ф. ТИХВИНСКИЙ боролся с расколом не только словом печатным и насаждением церковных школ по уездам, а и более действенными методами, например, проведением бесед со староверами. Известно, что несколько собеседований по теме «Евангелие» он провел в 1903 году, о чем написал отчет в «Вятских епархиальных ведомостях» под названием «О мерах пастырского воздействия на раскол». Староверы от собеседований не отказывались, но и оставлять свою веру не собирались, про себя посмеиваясь над миссионером.

В «Послужном списке» отца Феодора отмечалось, что он знал 20 поучений, имел медаль в память императора Александра III и собственный дом на церковной земле. Жена его Афанасия Петровна, как водилось, была дочерью священника. В семье Феодора ТИХВИНСКОГО было четверо детей: Иоанн, Никанор, Афанасия и Варвара. 17 мая 1899 года отец-миссионер пережил большое горе, когда умерла от болезни маленькая Варвара. Кроме жены и детей, в доме отца Феодора жила также его пожилая мать, получающая пенсию из уездного казначейства 40 рублей в год. Изредка к ТИХВИНСКИМ приезжала в гости сестра отца Феодора - Александра, состоявшая просфирницей при Успенской церкви города Нолинска и вдовствовавшая с 1885 года.

После 1905 года отец Феодор ТИХВИНСКИЙ навсегда уехал из Байсы, став настоятелем Троицкого собора города Уржума. Потом был священником Троицкой церкви села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии, затем законоучителем в Уржумской женской гимназии.

4-го февраля 1907 года был избран во II -ю Государственную Думу от общего состава выборщиков Вятского губернского избирательного собрания. Входил в Трудовую группу и фракцию Крестьянского союза. Член комиссий: об отмене военно-полевых судов, по запросам, о свободе совести, по делам православной церкви. Участвовал в издании газеты «Трудовой народ» (1907 год). Выступал в Думе с речами по аграрному вопросу, о военно-полевых судах, об амнистии, за отмену смертной казни. После роспуска Государственной Думы лишен сана. После Февральской революции 1917 года - участник Государственного совещания в Москве (12-15.8.1917 года). Дальнейшая судьба неизвестна.