Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ФАВОРСКИЙ Серапион Андреевич

ФАВОРСКИЙ Серапион Андреевич (21.02.1871 год, с.Ижмаринское (Сретенское) Тожсолинская волость Яранский уезд Вятская губ. / ныне Пижанский район Кировская область - 19.06.1925 год, г.Яранск Яранский уезд Вятская губерния).

Деятель Русской Православной Церкви, протоиерей, благочинный 4 округа Яранского уезда (с 15.08.1912 года), настоятель Троицкой церкви города Яранска Яранского уезда Вятской губернии (с 1912 года). Жертва репрессий советской власти.

Давным-давно, более полутора веков назад в Сретенском храме села Ижмаринское Яранского уезда Вятской губернии служил потомственный священник Андрей Иванович Фаворский (6.10.1843 год – 18.04.1904 год). 21 февраля 1871 года законная жена его Надежда Александровна Фаворская, по происхождению священническая дочь, родила мальчика. Сына своего родители назвали Серапионом, в честь святого Серапиона Коринфского. Когда Серапиону не исполнилось и года, а точнее 12 ноября 1871 года, его отца, священника Андрея Ивановича, по собственному его прошению переводят к новому месту служения – помощником настоятеля в Троицкий храм села Раменье Вятской губернии и уезда. В этом селе заштатным священником служил в то время его родитель Иоанн Семенович Фаворский. Священник Иоанн Семёнович (†26.02.1880 год), священнический сын, к тому времени вдов, награжден бронзовым наперстным крестом в память Крымской войны и набедренником.

В 1880 году, в возрасте 9 лет, Серапион учится в 1-ом классе Вятского Духовного училища, учится на содержании отца. А тем временем на приходе села Раменье происходят служебные перестановки. Прежний настоятель священник Иоанн Казаринов 6 марта 1880 года благословением Преосвященнейшего Нафанаила перемещен к Воскресенскому собору г. Вятки, а его место благословением от 12 марта того же года занимает священник Андрей Иванович Фаворский.

В августе 1885 года Серапион продолжает образование, поступив в 1-й класс 1-ое отделение Вятской Духовной Семинарии. В 1890 году в возрасте 19 лет он переходит в её 6-ой выпускной класс.

Среди бумаг делопроизводства Вятской Духовной Семинарии имеются две служебные записки, написанные семинарскими врачами. Они являются яркими свидетельства того, что семинаристы реально жили в суровых спартанских условиях. Вот как их описывает семинарский врач Николай Фармаковский: «Семинария, находящаяся на расстоянии около 2-х верст от города, представляет много антигигиенических условий, вредно влияющих на здоровье, как воспитанников, так и служащих Семинарии. Семинария расположена в местности болотистой и низменной. Болота, окружающие Семинарию, занимают довольно большое пространство, вследствие чего воздух Семинарии всегда сырой и после заката солнца переполнен болотными испарениями и туманами. Пруд, находящийся при Семинарии, образуется небольшою речкою Люлюченкою, питающейся болотами. Вода в пруду и в речке вследствие слабого течения подвергается застою и гниению, отчего покрывается зеленью и гнилью, всегда имеет специфический болотный запах и вкус. Колодцы, которых при Семинарии два, питаются болотною, почвенною водою. Вследствие отсутствия других источников водоснабжения приходится употреблять для питья и приготовления пищи болотную воду, оказывающую, конечно, вредное влияние на здоровье. <…> Помещения учеников представляют очень много антигигиенических условий. Первое, что следует о них сказать, это то, что они очень тесны, особенно спальни. Классные комнаты по кубическому содержанию воздуха (около 1 кубической сажени на человека) могли бы быть признаны достаточными, если бы существовало удовлетворительное устройство вентиляции. Так как ученикам Семинарии приходится все время проводить в классе, за исключением времени приема пищи, прогулок и сна, то понятно, что такие вентиляционные приспособления, как форточки в окнах и стенах крайне недостаточны. Профессор Доброславин в своём руководстве к гигиене говорит, что в классных комнатах необходимо иметь 20 кубических метров воздуха на каждого ученика, то есть около двух кубических сажен, считает возможным ограничиваться и 10-ю кубическими метрами, но при том условии, чтобы воздух мог сменяться различными вентиляционными приспособлениями не менее 2 – 3 раз в течение часа. Кубическое содержание воздуха в наших казармах 1 – 1½ куб. сажени, так что кубическое содержание воздуха в зданиях Семинарии менее чем в казармах».

Это описание дополняется видением другого семинарского врача доктора медицины И.Петеллина: «общежития и классы воспитанников помещаются в трех отдельных корпусах и кроме того столовая и церковь находятся в особых зданиях, то пансионерам приходится в течение дня с раннего утра до позднего вечера по нескольку раз переходить из одного корпуса в другой, при чём в одной столовой они бывают пять раз, т.е. делают 10 переходов по двору, не смотря на дождь, сырость и холод, доходящий до 28 и более градусов. Эти частые переходы не отзывались бы очень вредно на здоровье, если бы самые здания не отличались сильной теснотой, как например столовая, в которой повышение температуры во время питья чая, обеда и особенно ужина бывает настолько значительно, что становится жарко и душно отчего каждый из воспитанников выходит оттуда с значительной испариной, а слабосильные даже в поту. Обстоятельство это представляется настолько не нормальным явлением в отношении сохранения здоровья и вместе условием вредным, крайне легко способствующим к всевозможным заболеваниям, что не нуждается ни в каких комментариях. Тоже самое нужно сказать и о других переходах, например, в церковь на ежедневные молитвы и богослужения и в некоторые классы. В церкви, вследствие тесноты её, бывает также жарко и душно, причём нередко с воспитанниками, как известно, делается дурно. Что же касается возможности получить сильную простуду и болезнь в дни топки бани, которая помещается вне ограды Семинарии, за прудом, на совершенно открытой местности, где всегда существует пронизывающий ветер, то для всякого ясно, что это представляет даже прямую опасность для сохранения здоровья, так как во время перехода из бани, при сказанных условиях, можно получить такое сильное воспаление лёгких, что никаких сил не будет достаточно для сохранения жизни. Известно, что после бани каждый раз заболевания заметно учащаются и являются в более сильной форме. Помимо этих причин, вызывающих, так сказать, непосредственно и быстро простудные заболевания, существуют условия, способствующие и располагающие к этим заболеваниям и подтачивающие здоровье воспитанников медленно, а именно: недостаток воздуха во многих классах, от тесноты тяжёлый, удушливый и спёртый воздух в спальнях, где размещение коек настолько тесно, что между ними не только пройти, но даже пролезть почти невозможно, к этому нужно прибавить сырость стен, поднимающуюся почти до двух аршин, с покрывающею их плесенью, низкие потолки, кубическое содержание воздуха, не доходящее в 12 спальнях из 14-ти до 1 сажени и понижающееся до крайне малых, едва допустимых для спальных комнат, размеров – 0,75 кубических сажен на каждого человека, быстрое разрушение полов указывающее на сильные процессы гниения, существующие под ними, несмотря на все надлежаще принятые против этого меры, выступание из под полов высокостоящей почвенной воды не только в весеннее и осеннее время, но и в дождливое лето, отсутствие правильной вентиляции и невозможность, по заявлению техников, ее устройства, все это не только способствует простуде и разным заболеваниям, но и действует губительным образом на здоровье, в корне подрывая силы молодого, учащегося юношества. Доказательством этому служит очень большое число страдающих малокровием, головокружением, нервными головными болями, стеснением и болью в груди, общим недомоганием и усталостью, ревматизмом, бронхитами, ларингитами, плевритами и прочими, сюда же нужно отнести отчасти и слабое развитие груди, оказавшееся у многих воспитанников, как показало поголовно произведенное измерение. <…> сильная мнительность и боязнь за получение чахотки распространены почти между всеми пансионерам и влияют неблагоприятно на состояние их духа, успешность в занятиях и на характер, отчего и в последующие годы – период служебной деятельности остается у многих из них беспокойство и опасение за то, что здоровье их надорвано в бытность в Семинарии, это известно из врачебной практики среди духовенства, приезжающего в Вятку из разных уездов губернии и обращающегося за медицинским советом. Основательность этих жалоб во многих случаях не представляется возможным отвергать». Оба этих документа датированы 1889 годом, то есть временем обучения Серапиона Фаворского в этой Семинарии.

15 июня 1891 года Серапион оканчивает курс в Вятской Духовной Семинарии по второму разряду. О чем получает Свидетельство № 535 от 18 июня 1891 года.

Дальнейшая жизнь Серапиона Андреевича будет тесно связана с селом Троицким Котельнического уезда. В этом селе он присмотрел себе невесту. Ею стала девица Агния Ивановна, дочь местного священника Иоанна Николаевича Юферева.

12 марта 1892 года, то есть еще до заключения брака с Ангией Ивановной, Серапион Андреевич епархиальным начальством согласно его прошению определен на священническое место в Троицкий храм к будущему тестю, скорее всего в связи с выходом последнего за штат. Но за штат о.Иоанну выйти было не суждено, так как за день до этого назначения Серапиона Андреевича, 11 марта 1892 года, священник Иоанн Николаевич Юферев умирает в возрасте 46 лет.

Объективности ради надо сказать, что есть и другие источники, которые дату назначения Серапиона Андреевича приводят как 19 марта, как 22 февраля, и так далее.

Как бы то ни было, но 26 апреля 1892 года в Троицком храме села Троицкого Котельнического уезда был заключен брак между Серапионом Андреевичем и Агнией Ивановной. Молодоженам было тогда 21 год и 18 лет соответственно.

О дне диаконской хиротонии Серапиона Андреевича доступные теперь документы умалчивают. Но доподлинно известно, что в священнический сан диакона Серапиона Андреевича рукоположил Преосвященнейший Никон 6 мая 1892 года.

В селе Троицком отец Серапион с семьей живет в казенном доме, как и два других приходских священника. Священник Серапион, равно как и его тёща, вдова Александра Ивановна Юферева никакого недвижимого имущества не имели.А прожил здесь Серапион Андреевич два десятилетия.

С 10 октября 1892 года он преподает Закон Божий в Троицкой женской церковно-приходской школе, как второй законоучитель. Это послушание он будет нести до 15 сентября 1895 года .

С 1 января 1893 года о.Серапион уже член Вятского Комитета Православного Миссионерского общества и член Братства Святителя и Чудотворца Николая.

8 мая 1893 года в семье ФАВОРСКИХ родилась дочь Елена – их первенец. Того же дня она была крещена самим отцом - священником Серапионом. В метрической книге у нее нет крестных, так как слаборожденный ребенок через ¼ часа умер.

16 августа 1894 года в семье ФАВОРСКИХ рождается второй ребенок – Сергий. Таинство крещения совершил на 3-ий день 18 августа священник Александр Главизнин. Восприемники Студент 3-го курса Казанской Духовной Академии Аркадий Иванович Юферев и его мать Александра Ивановна Юферева, то есть дядя и бабушка крещаемого.

3 сентября 1895 года о.Серапион назначен на должность заведующего и законоучителя Троицкой мужской церковно-приходской школы. Это послушание он будет нести по 12 cентября 1912 года.

26 сентября 1895 года в семье ФАВОРСКИХ рождается второй сын – Николай. Танство крещения совершил 30 сентября священник Александр Главизнин. Восприемники Троицкой земской больницы врач Андрей Николаевич Леонтьев и Александра Ивановна Юферева.

21 ноября 1896 года о.Серапион награжден набедренником.

22 декабря 1896 года в семье ФАВОРСКИХ рождается третий сын – Василий. Восприемники: кандидат богословия Казанской Академии Аркадий Иванович Юферев и сестра его Анфиса.

15 мая 1897 года Серапион ФАВОРСКИЙ награжден медалью в память Императора Александра III, а 23 июня того же года - тёмно-бронзовой медалью за труды по всенародной переписи.

14 февраля 1897 года к уже имеющимся при селе Троицком учебным учреждениям, то есть мужской и женской церковно-приходским школам и мужскому земскому народному училищу, добавляется еще одно земское народное училище при починке Тохтинском. В нем тогда обучалось 24 мальчика и 2 девочки. А в январе 1900 года открывается ещё одно учебное заведение - Зотовское земское начальное народное училище при починке 2-ом Линовском. В нем учится 36 мальчиков и 14 девочек. Законоучителем в последнем с 30 Декабря 1899 года состоит священник Серапион ФАВОРСКИЙ. Это послушание он будет нести до 4 сентября 1907 года.

19 июня 1898 года в семье ФАВОРСКИХ рождается дочь Мария. Таинство крещения совершил на 2-ой день 20 июня священник Александр Главизнин. Восприемники Серафима Ивановна, жена священника Швецова, что служил тогда в селе Пижемское Яранского уезда, и студент Нежинского историко-филологического института Иван Иванович Юферев, который чуть позже станет писать свою фамилию как ЮферОв.

31 октября 1899 года у о.Андрея рождается четвертый сын – Михаил. Таинство крещения совершил на 3-ий день 2 ноября священник Николай Андреевич Фаворский из села Соловецкого, он же был восприемником, а восприемницей стала Анфиса Ивановна, дочь умершего священника Иоанна Николаевича Юферева.

К 1900 году у вдовы священника Иоанна Николаевича Юферева – Александры Ивановны появляется недвижимое имение - деревянный дом на церковной земле, оцененный описью в 500 рублей, а о.Серапион с семьей живет по-прежнему в казенном доме и не имеет и не будет иметь недвижимого имущества.

В марте 1901 года о.Серапион награжден скуфьею, а 26 апреля 1901 года у него в семье рождается пятый сын – Иоанн…

В ноябре месяце 1901 года Троицкая мужская церковно-приходская школа из одноклассной была реорганизована в двухклассную. Священник Серапион остался в ней в должности заведующего и законоучителя (по 12 cентября 1912 года).

4 января 1902 года о.Серапион стал исполнять должность следователя (и будет это делать по 26 октября 1909 года).

4 июля 1902 года у ФАВОРСКИХ рождается дочь Вера. Таинство крещения 19-го июля совершил священник Александр Главизнин. Восприемники преподаватель Вятской Духовной семинарии Аркадий Иванович Юферев и помощница учительницы Троицкого Земского училища Анфиса Ивановна Юферева.

Тем временем,18-го апреля 1904 года от воспаления легких на 60-м году жизни в селе Раменье Вятского уезда скончался священник Андрей Иванович Фаворский, настоятель Троицкого храма села Раменья, награжденный в 1897 году камилавкой. Чин отпевания был совершен только на 5-й день 25 апреля. Погребение совершалось сонмом духовенства, среди которого были и дети почившего священники Александр, Серапион и Николай Фаворские. Возглавил отпевание благочинный Вятского уезда священник Иоанн Попов. Всего на отпевании было 10-ть священников.

28 августа 1905 года в семье ФАВОРСКИХ рождается дочь Надежда. Таинство крещения на 4-ый день 31 августа совершил священник Николай Кленовицкий. Восприемники Николай Фаворский, сын о.Серапиона, и окончившая курс Епархиального училища Любовь Ивановна Юферева.

28 марта 1907 года рождается дочь Александра. Восприемники: Михаил Фаворский, сын о.Серапиона, и учительница Земского училища Анфиса Ивановна Юферева.

Священник Серапион избирался депутатом Епархиальных Съездов духовенства в 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912 и 1913 годов. С 7 августа 1907 он назначен исправляющим должность благочинного 3 округа Котельнического уезда (по другим данным, с 1909 года).

2 марта 1908 года, не дожив чуть менее месяца до года от своего рождения, в семье Фаворских умирает от воспаления легких их дочь Александра. Чин отпевания 4 марта на приходском кладбище совершил сам отец Серапион.

6 мая 1909 года, в день рождения Госудáря Императора Николая Александровича, о.Серапион награжден камилавкой. 13 июня того же года награжден серебряной медалью в память 25-летнего юбилея церковных школ.

26 октября 1909 года Серапион ФАВОРСКИЙ назначен благочинным 3 округа Котельнического уезда с зачислением в действительную службу состояния исправляющего должность благочинного. Это послушание он будет нести по 15 августа 1912 года.

11 мая 1910 года Священный Синод награждает о. Серапиона Библией. С 14 сентября 1911 года он - законоучитель Тихтинского и Протасовского земских училищ. Это послушание он будет нести по 12 сентября 1912 года.

Объявлена благодарность Его Преосвященства Преосвященнейшего Филарета Епископа Вятского и Слободского, со внесением в послужной список, за образцовый порядок в церквах округа при встречах Его Преосвященства во время поездки для обозрения епархии 12 января 1912 года. На этом заканчивается 20-летний период служения священника Серапиона на благо Святой Матери Церкви в селе Троицком, так как 15-го августа 1912 года он был перемещен на настоятельскую вакансию в Троицкий храм города Яранска. С того же числа, 15 августа 1912 года, о. Серапион назначен благочинным 4 округа Яранского уезда (по 9 января 1915 года). С 17 декабря 1912 года о.Серапион - в должности заведующего и законоучителя Яранской Троицкой церковно-приходской школы. Это послушание он будет нести по январь 1915 года.

Награжден светло-бронзовой медалью в память 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. Медаль для награждения духовенства была в виде креста.

С 19 августа 1913 года о.Серапион в должности законоучителя Ижиковского Земского училища Яранского уезда. С 9 октября 1913 года законоучитель Яранского мужского Министерства Народного Просвящения училища (по 20 декабря 1914 года).

6 мая 1914 года, в день рождения Госудáря Императора Николая Александровича, Священный Синод награждает о.Серапиона наперстным крестом.

3 августа 1914 года в семье о.Серапиона родился одиннадцатый ребенок – сын Стефан. Того же дня он был крещен самим отцом - священником Серапионом в честь архидиакона Стефана (память 2 августа). В метрической книге крестным Стефана записан его старший брат Василий Серапионович. Но слабый ребенок умер через 2 часа. Через три дня 7 августа 1914 года было совершено отпевание и погребение младенца Стефана и его матери – Агнии Ивановны Фаворской, умершей от родов в день рождения Стефана.

Сравнение клировых росписей за разные годы дает весьма живую картину личности о.Серапиона. Так в 1910 году: Из казны содержания не получает. Из братской кружки 503 руб. 34 коп. и сборов на 35 руб.. В 1915 году: Из казны содержания не получает. Из братской кружки 1312 руб 42 коп. % с капиталов причта 46 руб. 59 коп. Сборов на 50 руб. Несмотря на возросший в Яранске доход, о.Серапион, как и в Троицком, не обзавелся недвижимым имуществом, довольствуясь всем только служебным. А еще клировые росписи говорят, что в походах против неприятеля не был, судим не был, в отпусках за всё время служения не был ни разу, за штатом не был, поведения был весьма хорошего, хотя были у о. Серапиона и более яркие характеристики - поведения отличного.

Итак, в конце лета 1914 года у отца Серапиона умирает любимая супруга Агния Ивановна Фаворская (8 ноября 1873 года –3 августа 1914 года). Видимо отцу Серапиону после этого пришлось больше времени уделять семье, так как по причине этих семейных обстоятельств уже к началу 1915 года с него снимают все послушания, кроме настоятельства. А тем временем к Яранску неумолимо приближается время безбожного лихолетья…

…В начале 1918 года, когда было опубликовано в «Официальных известиях по Вятской епархии» (№5 от 11 февраля) Патриаршее воззвание и Соборное постановление, настоятель Троицкого храма города Яранска священник Серапион ФАВОРСКИЙ в своей воскресной проповеди довел до прихожан храма содержание этих документов.

На следующий день после прочтения Соборного постановления и произнесения своей воскресной проповеди, в понедельник 19 февраля 1918 года о.Серапион был арестован советской властью.

Итак, «4 марта сего года по предписанию Военно-Революционного Штаба города Яранска [по делу 3 марта] были арестованы и препровождены в распоряжение Вятского Военно-Революционного Трибунала следующие лица: 1) Кириллов, 2) Жуков, 3) Вифанская, 4) свящ. Фаворский, 5) Н.А. Быстренин и 6) Г.А. Быстренин». В вину им инкриминировалось, то что «В городе Яранске 3 марта сего года имело место открытое выступление контрреволюционных элементов со стороны духовенства, купечества поддержанное темными элементами деревни. Все движение произошло на религиозной почве. С церковных амвонов был пущен слух, что Советская власть намерена подвергнуть гонению православную церковь, снять и обобрать все украшения из церквей. Слух этот распространялся путем агитации по деревням, путем разбрасывания воззваний, путем расклейки прокламаций и прочие. В конце концов, он был пущен и с высоты церковного амвона.

Подобные слухи возымели свое действие на религиозные чувства крестьянства. Осмелившийся один из прихожан подать реплику в ответ завравшемуся батюшке был до полусмерти избит разъяренной толпой находившейся под непосредственным влиянием произнесенной проповеди относительно осквернений и поруганий храмов Божиих. Одновременно с этим был поднят колокольный набат. Собралась толпа, в которой и дали волю все агитаторы реакционеры, агитируя против Советской власти. Толпа всё время себя держала нервно возбужденно. На этом дело не кончилось. На другой день были посланы гонцы по деревням, дабы передать там об ограблении церкви, как случившиеся факты, с призывом восстать против Советской власти. Деревню наводнили летучками провокационного содержания. Расклеили листки, в которых фигурировали все те же церкви.

Опасаясь эксцесса, или погромов Совет Крестьянских Депутатов вынужден был принять репрессивные меры.

Замеченные лица в агитации арестованы и препровождаются в распоряжение Революционного Трибунала Вятского Губернского Исполнительного Комитета. Оставлять их в Яранске Совет не находил и не находит возможным, так как благодаря их дальнейшей деятельности возможны эксцессы и даже погромы.

Из арестованных лиц препровождаются:

1) Священник Серапион Фаворский, устроивший после литургии в церкви Святой Троицы спор, на котором после прочтения декрета об отделении церкви от государства произнес провокационную проповедь, о готовящемся походе на церковные имущества и украшения, в результате которой и был избит, подававший ему реплики прихожанин.

2) Н.А. Быстренин – церковный староста той же церкви, выступивший в духе священника. Остальные: Л.М. Вифанская, И.Д. Жуков, Г.А. Быстренин и И. Кириллов возбуждали толпу на улице.

Эти лица неоднократно агитировали во всех случаях скопления народа и Яранский Совет Крестьянских, Рабочих и Солдатских Депутатов находит всех перечисленных лиц явными контрреволюционерами.

В городе наблюдается нервное возбуждение, город объявлен на осадном положении и образован чрезвычайный Революционный Штаб».

Выше процитированный документ это рапорт председателя военно-революционного штаба города Яранска Дербенева в Вятский революционный трибунал. Интересно, что тогда товарищ Дербенев был ещё и председателем Яранского военно-революционного трибунала. Так что не совсем понятно, зачем это дело было передано в Вятку, если в Яранске были и свой трибунал, и своя следственная комиссия.

7(20) сентября 1918 года на последнем 170-ом деянии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов среди других страшных подробностей, был зачитан и рапорт о.Серапиона на имя Преосвященного Никандра (Феноменова), епископа Вятского и Слободского. Процитируем этот рапорт точнее выдержку из него по изданию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

«Вот что пишет в рапорте преосвященному Вятскому настоятель Троицкой церкви гор. Яранска священник Серапион Фаворский, арестованный за прочтение послания святейшего Патриарха, и препровожденный вместе с церковным старостою Н. А. Быстрениным и другими арестованными сначала в Котельническую тюрьму, а потом в гор. Вятку. «Привели нас в тюремную (в Котельниче) контору, предложили находившимся в ней тюремным чинам и письмоводительнице уйти куда-нибудь из конторы, а каждого из нас стали допрашивать, за что мы арестованы. Быстро спросили всех, велели мне снять с себя верхнюю рясу, оставили в конторе старосту Н. А. Быстренина и члена Яранского совета Д. И. Брагина, а остальным арестованным и красногвардейцам приказали выйти за двери в коридор. Как только последние вышли, подошли ко мне трое из летучего отряда, одетые в кожаные куртки, и я получил сильный удар по плечам; хотя покачнулся, но устоял на ногах; следующий удар свалил меня с ног; хочу подняться, но тут стали наносить мне удары и по голове, и по спине, и по бокам; били кулаками, топтали каблуками, пинали коленами, так что я от каждого пинка двигался по полу в разных направлениях; наконец, стали наносить кулаками и носками сапог удары под ребра, что вызвало сильную боль. Я кричал от боли, но бившие запрещали мне кричать. Вдруг, слышу один из бивших поспешно говорит другому: «Что ты, что ты оставь. Как можно?», а потом ко мне: «Вставай!» Я поднялся на ноги, но не мог устоять и свалился на пол. Опять мне говорят: «Вставай, а то еще зададим тебе». Я поднялся, но так как от сильного головокружения стоять на ногах не мог, то лег туловищем на стол и обхватил последний руками. В глазах кружилось все: и пол, и потолок. Отдышался немного и сел на стул. Бившие меня подошли к старосте, ударили раз, староста устоял, ударили второй раз, староста только покачнулся. «Здоров, собака», сказал [кто-]то и схватил его за горло обеими руками и повалил его на пол. Началось избиение старосты. Страшно было смотреть, я отвернулся. От боли он кричал. Не знаю долго ли продолжалось избиение. Только появившаяся на полу у головы старосты лужа крови заставила избивавших остановиться. Велели ему встать, стали между собою говорить, что нужно убрать кровь с пола. Позвали старшего надзирателя и просили дать им что-либо вытереть кровь. Под рукою ничего не было, и вытащили они из под письменного стола ковер и им вытерли кровь…» (Вестник ПСТГУ, II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:1 (30). С. 37–72).

Сейчас трудно сказать, сколько дней о.Серапион провел в Котельнической тюрьме, но 9 марта нового стиля 1918 года он предстал перед следственной комиссией Вятского трибунала. Следственная комиссия тем же числом завела дело №155 «О священнике Серапионе Андрееве Фаворском и церковном старосте той же церкви Николае Андрееве Быстренине, обвиняемых в контрреволюционной деятельности» .

В качестве свидетеля следственная комиссия Вятского трибунала допрашивала члена Яранского исполнительного комитета совета рабочих и солдатских депутатов Дмитрия Ивановича Брагина: «Звать меня Дмитрий Иванов Брагин, имею от роду 54 года, православный, гражданин Троицкой волости Яранского уезда, дер. Шапталиной. 3 марта после обедни священник Троицкой церкви города Яранска Серапион Андреев Фаворский присутствовавших в церкви граждан пригласил поближе к амвону и прочитал им воззвание Патриарха Московского Тихона от 19 января 1918 года. После прочтения воззвания Фаворский обратился к гражданам с следующими словами: «что мне нужно делать с темной массой, которая стоит у власти и разграбляет церкви, она уже в Петрограде разграбила две церкви, в городе Вятке тоже обобрали одну церковь; в церквах они обирают с Евангелий серебро и золото, с святых икон ризы». Призвал граждан помочь оборониться от темной массы, после чего послышались возгласы: поможем, не дадим грабить церкви. После этого Фаворский сказал, что если не дадите, то поднимите руки и провел в церкви голосование». 9 марта кроме Брагина никого более не допрашивали: «Следственная Комиссия Вятского Революционного Трибунала, принимая во внимание, что граждане священник Троицкой церкви города Яранска Серапион Андреевич Фаворский и церковный староста той же церкви Николай Андреевич Быстренин обвиняются в контрреволюционной деятельности постановила: означенных граждан Фаворского и Быстренина, впредь до суда, заключить под стражу в Вятскую Губернскую Тюрьму, о чем и объявить им». В тот же день арестованные были препровождены в Вятскую губернскую тюрьму, начальник которой получил предписание №406 от 9 марта 1918 года на их содержание под стражей.

Через день 11 марта (26 февраля старого стиля) 1918 года состоялось собрание Вятского градского духовенства, примечательно, что в городе Вятке тогда служил брат отца Серапиона – о.Николай Фаворский. На собрании было принято решение просить Вятскую Духовную КонсисторУже к вечеру следственная комиссия Вятского революционного трибунала, рассмотрев ходатайство Духовной Консистории, постановила освободить священника С. ФАВОРСКОГО и церковного старосту Н. Быстренина из Вятской губернской тюрьмы и расследование передать в следственную комиссию при Яранском революционном трибунале. Тогда же 11 марта об освобождении было сообщено начальнику Вятской губернской тюрьмы.

В заголовке следственного дела №155 «О священнике Серапионе Андрееве Фаворском и церковном старосте той же церкви Николае Андрееве Быстренине» было сделано существенное исправление: слова «обвиняемых в контрреволюционной деятельности» были заменены на «обвиняемых в агитации против власти Советов с церковного амвона и нанесении побоев члену комитета Брагину». Именно с таким исправленным заголовком, то есть с изменением статьи обвинения, дело №155 было передано в Яранскую следственную комиссию.

14 марта 1918 года Николаю Быстренину было выдано удостоверение №530 в том, что он «имеет право на беспрепятственный проезд вместо приписки в распоряжение Следственной Комиссии Яранского Революционного Трибунала». Примечательно, что такое же удостоверение на проезд за №531 о.Серапион получил только через две с половиной недели, то есть 2 апреля 1918 года. Почему Н. Быстренина освободили раньше, а его позже, неизвестно.

В семье протоиерея Иоанна Серапионовича ФАВОРСКОГО, сына того о.Серапиона, которому посвящено это повествование, сохранился устный рассказ о том, что о.Серапион умер не от туберкулеза, как написано в его свидетельстве о смерти, а по причине того, что отказали отбитые в советской тюрьме почки. В тюремном заключение о.Серапиона били не чем-то иным, а сельскохозяйственными инструментами для ручного обмолота зерна – цепами (именно во множественном числе, то есть цепов было минимум два).

Это могло быть в Котельнической тюрьме в этот самый арест, а может быть, и то, что таких арестов вообще было несколько. Но если именно побои в Котельнической тюрьме привели к такой серьезной физической травме, то можно предположить, что в Вятке о.Серапион задержался не где-то, а в тюремном лазарете.

22 марта (по новому стилю) 1918 года Яранская следственная комиссия при революционном трибунале начала свое следствие по распоряжению комиссии Вятской, но в Яранске обвинение к о.Серапиону было предъявлено прежнее «контрреволюционное выступление».

5 апреля (по новому стилю) 1918 года в 9 часов утра о.Серапиону, вернувшемуся в Яранск из Вятской тюрьмы, была вручена повестка, предписывавшая прибыть в здание бывшего Уездного суда на заседание следственной комиссии при Яранском военно-революционном трибунале.

На этом единственном запротоколированном допросе о.Серапиона, он показал следующее: «Я слышал, в чем меня обвиняют, и виновным себя не признаю. 3 марта сего года в воскресенье после богослужения мною было действительно прочитано Распоряжение Всероссийского церковного собора по поводу декрета Совета народных Комиссаров об отделении церкви от Государства, что же касается воззвания Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона от 19 января сего года, то таковое не было мною прочитано. Распоряжения церковного собора мною были прочитаны без прибавления своих слов, при прочтении сих распоряжений я не обращался к гражданам со словами, «что мне нужно делать с темной массой, которая стоит у власти и разграбляет церкви, она уже в Петрограде разграбила две церкви, в городе Вятке тоже обтратила (?) одну церковь, в церквах они обирают с Евангелий серебро и золото с Святых икон ризы». И не призывал последних помочь оборониться от тёмной массы. Мною было сказано о закрытии дворцовой церкви в городе Гатчина и о разграблении в два приема большого собора Зимнего дворца в Петрограде, так же о закрытии церкви в Аничковском дворце. Затем я говорил «что никакого стеснения со стороны местной Советской власти мы не видели, возможно, что и впредь не увидим, но в силу резолюции Преосвященного Никандра мы должны обсудить вопрос как быть, если явятся кощунники к овладению святым храмом и его имуществом; что явится, за церковным серебром могут не лица власть имеющие, а совершенно посторонние лица, хулиганы в солдатской шинели, и если явятся подобные лица, то, что в этом случае нам делать?» Прихожане на это отвечали, «что таким лицам выдавать не следует» - просили известить об этом их набатным звоном. Относительно голосования поднятием рук, такового я не производил; руки были подняты самими прихожанами в знак того, что темным личностям церковное имущество не выдадут и подсчет поднятием рук я не делал…».

16 апреля (по новому стилю) 1918 года о.Серапиона снова вызывали на допрос, на котором Яранской следственной комиссией были допрошены свидетели, отрицавшие вину священника. «В виду того, что в деянии нет ничего контрреволюционного» правозащитник Елабужский просил дознание прекратить. Но «Яранская Чрезвычайная Следственная Комиссия при Военно-революционном Трибунале, выслушав объяснения сторон и показания свидетелей и признавая справедливым предать обвиняемых суду Военно-революционного Трибунала, постановила: обвиняемых священника о.Серапиона Фаворского и прихожанина Николая Андреевича Быстренина предать суду Военно-революционного Трибунала. Меру пресечения оставить прежнюю и дело передать в Трибунал». 13 мая (по новому стилю) 1918 года состоялось открытое заседание Яранского революционного трибунала. «Разбирали дело о гражданах Н.А.Быстренине и священнике о.Серапионе Фаворском, обвиняемых в контрреволюционных выступлениях.

Опрошенные обвиняемые ФАВОРСКИЙ и Быстренин объяснили, что виновными себя не признают и в последнем слове это подтвердили.

«ПРИГОВОР. 1918 года мая 13 дня. Яранский Революционный Трибунал, разсмотрев дело о гражданах Быстренине и Фаворском нашел, что предъявленное к ним обвинение по настоящему делу ни чем не доказано и следствием не установлено их контрреволюционное выступление против Советской власти, а потому и руководствуясь Инструкциями Революционному Трибуналу и революционною совестью, ПРИГОВОРИЛ: граждан города Яранска Николая Андреевича Быстренина и священника о.Серапиона Фаворского по суду Революционного Трибунала считать оправданными, принятую в отношении их меру пресечения способов уклоняться от суда и следствия отменить и считать их свободными.

Об отмене меры пресечения сообщить Вятской Духовной Консистории».

Если у отца Серапиона это был один единственный вышеописанный арест, то с 1918 года он мучился с отбитыми почками все восемь лет до своей кончины 19 июня 1925 года. Скончался о.Серапион в Яранске дома.

Умирал долго и мучительно. В советском свидетельстве о смерти был поставлен диагноз туберкулёз. Был ли туберкулез удобным во всех отношениях диагнозом или о.Серапион на самом деле им болел, и эти две болезни просто помогли друг другу свести протоиерея в могилу, сейчас сказать трудно. Но так или иначе, но перед смертью о.Серапион получал врачебную помощь от своего сына Сергея, выпускника Петроградской Военно-медицинской академии. Какими именно лекарствами лечил сын отца? Какие лекарства были тогда доступны в советском Яранске? Какие лекарства смог привести с собой Сергей Серапионович, известный впоследствии врач гомеопат? Не тогда ли Сергей Серпионович стал практиковать гомеопатию? Вряд ли мы узнаем ответы на эти вопросы сейчас.

Лечение не приносило положительных результатов. Боли становились все сильнее и надежды на выздоровление уже никакой не было. Но Сергей Серапионович всё равно продолжал поддерживать жизнь в умирающем теле отца. Отец Серапион понимал, что вылечить его уже не реально и попросил сына: «Серёжа! Отпусти меня». Отмена лечения повлекла за собой кончину, произошедшую 19 июня 1925 года.

Протоиерей Серапион Андреевич ФАВОРСКИЙ был погребен рядом с родными могилами матушки Агнии Ивановны и сына Стефана. Захоронения, видимо, были на Яранском городском кладбище. Со смертью отца уже ничто не связывало детей о.Серапиона с советским Яранском – все они тогда разъехались по разным местам советской России.

По прошествии многих лет, Иван Серапионович (будущий протоиерей) посетил могилы родителей, среди древесной трухи от сгнивших могильных крестов подобрал иконочки, те, что были когда-то на этих крестах. Могилы отца Серапиона и матушки Агнии сейчас безвозвратно скрыты от нас неумолимым временем.