Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КУСОЧКОВА Любовь Сергеевна

КУСОЧКОВА Любовь Сергеевна (1879 год, с.Юрино Юринская волость Васильсурский уезд Нижегородской губернии –19.12.1937 год, Локчимлаг).

Деятель Русской Православной Церкви, председатель совета Михаило-Архангельской церкви села Юрино, исповедница Православия. Жертва сталинских репрессий.

Люба родилась в семье кустаря-сапожника (по другим данным – крестьянина). Позврослев, вышла замуж за жителя деревни Майдан той же Юринской волости. Согласно имеющимся сведениям в 1920-1930-х годах она проживала в деревне Быковка и селе Юрино Юринского района МАССР. В конце 1920-х годов Любовь КУСОЧКОВА работала в кооперативе «Пчела», который занимался производством изделий из кожи и просуществовал до начала 1930-х годов. К середине 1930-х годов была вдовой и жила вместе с дочерью.

В середине 1930-х Любовь КУСОЧКОВА была избрана председателем совета Михаило-Архангельской церкви села Юрино. В условиях гонений за веру она показала себя исповедницей Православия. Совет Михаило-Архангельской церкви неоднократно обращался в органы власти за разрешением на проведение крестных ходов и молебнов, о чем свидетельствуют документы юринского и горномарийского райисполкомов того периода. В начале 1934 года юринская религиозная община, в которую по данным исполкома входило около 9 тысяч человек, выступала против запрещения в Юрино колокольного звона, в 1935-м — против незаконного увеличения налога на здание храма (церковный совет подал по этому поводу прошение в Центральную постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК).

В 1936 году около здания юринского райисполкома в связи с закрытием церкви состоялось собрание, на котором присутствовало около двухсот человек, а затем было составлено прошение во ВЦИК с требованием открыть храм. Любовь КУСОЧКОВА вместе с Марией Николаевной ФОРМОЗОВОЙ, супругой псаломщика юринского храма Бориса ФОРМОЗОВа, ездила с этим прошением в Москву, но поначалу безрезультатно. Она участвовала и в составлении второго письма, по итогам рассмотрения которого юринская церковь в сентябре 1937 года вновь была открыта на несколько месяцев.

По свидетельству очевидцев, Л.С. КУСОЧКОВА была глубоко верующим человеком и вела такой образ жизни, что прихожане, жители окружающих деревень относились к ней с большим уважением и любовью, звали ее «Любочка Кусочкова». Вспоминают Любовь Сергеевну как человека отзывчивого и благочестивого: многие обращались к ней за помощью по хозяйственным вопросам, за духовной поддержкой, она помогала, чем могла, никому не отказывала, всегда была строго и скромно одета, голова была покрыта платком.

Любовь Сергеевна КУСОЧКОВА была арестована 25-го июля 1937 года. Ее внучка вспоминает: «За моей бабушкой, Кусочковой Любовью Сергеевной, пришли ночью трое, два мужчины и женщина, милиционеры. Сказали, что будут проводить обыск, проверили все сундуки мамины и бабкины, сено. Я бабушку обняла, села на стул, и говорю: «А я вам бабку не дам ночью». Милиционер говорит: «А мы тебя и спрашивать не будем». А я говорю «не дам», обняла ее за шею, плачу. Они все проверили и говорят «Теперь, Любовь Сергеевна, давай собирайся. Чтоб у тебя ни цепочки не было, ни булавочки … Кружку бери, полотенце». Она говорит: «Дочка, я ведь утром-то приду». Не пришла».

Любовь Сергеевна вместе с другими арестованными была помещена в Козьмодемьянскую тюрьму. Сразу после ареста она заболела и видимо чувствовала себя настолько нехорошо, что, несмотря на приезды дочери в тюрьму на свидание, выйти к ней не смогла.

На единственном допросе 28 июля 1937 года Любовь КУСОЧКОВА показала: «В проведении контрреволюционной агитации против существующего строя и колхозного строительства виновной себя не признаю». Она признала только то, что после закрытия юринской церкви вместе с протоиереями Евгением МОДЕРАТОВым и Александром ФОРМОЗОВым, а также с другими членами церковного совета, приходила в райисполком с требованием открыть храм, участвовала в собрании верующих.

28-го августа 1937 года на заседании тройки НКВД по Марийской АССР Л.С. КУСОЧКОВА была приговорена к 10 годам заключения. Наказание она отбывала в Локчимских лагерях Коми АССР, прибыла в село Усть-Кулом Горьковским этапом 25 октября 1937 года. Пробыла в заключении около двух месяцев и скончалась 19-го декабря 1937 года (Книга Памяти Республики Марий Эл).