Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КАЧМАШЕВ Николай Ксенофонтович

КАЧМАШЕВ Николай Ксенофонтович (1883 год, с.Юкшум (с.Большая Рудка) Юкшумская волость Яранский уезд Вятская губ. / ныне Кировская область - ? год).

Деятель Русской Православной Церкви и работник сферы образования начала XX века, учитель Елеевской школы Уржумского уезда Вятской губернии в 1912-1919 годах (ныне Параньгинского района РМЭ). Муж Серафимы Леонтьевны КАЧМАШЕВОЙ и отец Галины Николаевны КАЧМАШЕВОЙ. Жертва сталинских репрессий.

До войны 1914 года: учитель в разных школах в Уржумском и Яранском уездах, с 1914 года до февральской революции 1917 года в министерской Елеевской школе бывшего Уржумского уезда. В Октябрьскую революцию 1917 года: в этой же школе учителем.

В 1919 году вместе с супругой переехал на работу в Яранский уезд. По 1922 год преподавал в Марпедтехникуме в г.Яранске, по 1924 год занимался крестьянством.

В 1924 году принял священнический сан, с 1933 года служил в Косьмо-Дамианская церкви села Каракша Малощегловской волости Яранского уезда.

7 декабря 1937 года особой тройкой при УНКВД Кировской области подвергнут по ст. 58 п.10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, считая срок с 11 ноября 1937 года. Хотя в ходе следствия в контрреволюционной деятельности виновным я себя не признал. Из лагерей о.Николай не вернулся и дальнейшая его судьба неизвестна.

Реабилитирован 16 августа 1989 года.

Справка Каракшинского сельсовета

выдана настоящая на гражданина Качмашева Николая Ксенофонтовича в том, что он действительно является служителем культа, был лишен избирательных прав голоса до выпуска Сталинской Конституции. В селе Каракша служит попом с весны 1933 года. Неоднократно замечался в контрреволюционной работе в те годы и особенно в хлебозаготовительную кампанию 1937 года. Чтобы сорвать хлебопоставку, не отдал церковь под ссыпной пункт, вопреки постановлению общих собраний колхозов об отдаче церкви под склады. Разослал своих людей членов церковного совета и церковный актив по деревням для сбирания подписей, чтобы церковь не отдавать. Таким образом им удалось собрать более 500 подписей фиктивных, потому что отдельные граждане подписывались по нескольку раз. Кроме того, Качмашев ведет агитацию через своих людей, чтобы на выборы в Верховный Совет СССР избиратели не ходили. В силу этой агитации сорваны собрания в двух колхозах по изучению избирательного закона (М. Каракша, Винокурово). Люди на собрания нейдут, его агитация действует. Качмашев посылает своих людей для сбора продуктов с населения (мука и др.) (псаломщик дер. Лебедево и др. М. Каракша).

Справка выдана для предъявления в органы НКВД. Что и удостоверяется Каракшинским сельсоветом.