Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ИННОКЕНТИЙ (в миру - КУЛЕДИН Игнатий Арсентьевич)

ИННОКЕНТИЙ (в миру - КУЛЕДИН Игнатий Арсентьевич) (20.12.1882 год, д.Кучки Арбанская волость Царевококшайский уезд Казанская губ./ ныне Медведевский район РМЭ. По другим данным - место рождения: д.Ошла (Ошлань, Ошлинские) Яранский уезд Вятская губ./ныне Салобелякский район Кировская область - 14.10.1937 год, г.Киров).

Деятель православной церкви, архимандрит.

Родился в крестьянской семье, окончил сельскую школу. Проживал на родине. В 1913 году поступил послушником в Мироносицкую Царевококшайскую пустынь (с.Ежово Царевококшайского уезда Казанской губернии).

В 1918 году был рукоположен в монахи под именем ИННОКЕНТИЙ. Настоятелем Мироносицкого монастыря в это время был игумен СЕРГИЙ (МЫТИКОВ). В сентябре 1921 года монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. Насельники монастыря продолжали жить на его территории, и монастырская жизнь по видом сельхозартели продолжалась.

В 1922 году ИННОКЕНТИЙ был рукоположен в иеродиаконы и выполнял должность эконома (по 1923 год).

Тем временем, давление властей на Церковь неуклонно усиливалось. Во время крестного хода с Мироносицкойиконой Божией Матери по храмам Краснококшайска (так называлась тогда Йошкар-Ола) и близлежащим селениям, ежегодно проходившем в августе, в городе и кантоне проводилась кампания, включавшая наполненные атеистическим содержанием лекции, спектакли и концерты. Но отвлечь немалую часть населения от веры все равно не удавалось: люди принимали участие в крестных ходах, почитали насельников Мироносицкого монастыря, шли к ним за советом и утешением. Такое положение дел, конечно, не устраивало советскую власть.

21 июля 1923 года, перед очередным крестным ходом, был арестован архимандрит,
настоятель монастыря ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН). Он был приговорен Народным судом 1 участка Сернурского района к 2 годам заключения. Чуть позже были схвачены и некоторые другие насельники монастыря, в том числе ИННОКЕНТИЙ (КУЛЕДИН). Все они находились под арестом в Краснококшайском исправительно-трудовом доме. 30 августа 1923 года иеродиакон ИННОКЕНТИЙ был приговорен Марийским областным судом к 2 годам заключения.

В конце 1923 года было начато новое следствие: архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН), ряд насельников Мироносицкого монастыря и крестьян села Ежово обвинялись в распространении религиозной литературы, сокрытии церковных ценностей, якобы подлежавших изъятию. Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ, находившийся в то время уже под арестом в Краснококшайском исправительно-трудовом доме, также был привлечен по этому делу. В феврале 1924 года оно было рассмотрено облсудом Марийской Автономной Области.
Заседания проходили в Народном доме Краснококшайска. 2 февраля 1924 года «за халатное отношение к сбережению церковного имущества» архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН) был приговорен к 6 годам тюремного заключения, сроки наказания остальных обвиняемых составили от 6 лет до 1 года. Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ был приговорен к 2-м годам тюремного заключения с запрещением проживания в последующем на территории МАО в течение 3-х лет.

В первое время насельники Мироносицкого монастыря отбывали наказание в Краснокшайском ИТД. Своим кротким и беззлобным отношением к гонителям, терпеливым несением скорбей они невольно вызывали уважение у тюремного начальства, пользовались его доверием.

Архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН) и иеромонах АЛИПИЙ (ИВАНЕНКО)
работали в заключении поварами, иеродиакон РАФАИЛ (ВЕЧКИЛЕВ) - хлебопеком, а
иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (КУЛЕДИН) - конюхом, другие насельники монастыря
также имели ответственные послушания. Проживала братия в одной камере,
что позволяло наладить духовную жизнь и быт. Да и верующие Краснококшайска,
окрестных сел и деревень старались помочь монашествующим чем могли,
искали с ними встречи в надежде на духовную поддержку, укрепление сил в
несении жизненного креста, поминали за богослужениями арестованных как
мучеников за веру.

На собраниях сельских обществ Краснококшайского кантона ставился вопрос о
возбуждении перед областными властями ходатайств об открытии Мироносицкого
монастыря. Относительно спокойное существование арестованных насельников
Мироносицкой обители продолжалось чуть более полугода.

Приказом по Краснококшайскому ИТД от 22 сентября 1924 года
архимандрит ВАРСОНОФИЙ (НИКИТИН), иеродиакон ИННОКЕНТИЙ и другие арестованные были сняты с занимаемых ими должностей.
6 октября 1924 года последовал указ о переводе НИКИТИНА, ВЕЧКИЛЕВА и КУЛЕДИНА
для дальнейшего отбытия наказания в Нижегородский ИТД, причем
отца ВАРСОНОФИЯ, находившегося с конца сентября на лечении, повезли в
Нижний Новгород прямо из больничной палаты. Освобожден он был только в начале 1926 года.

После освобождения служил Кировской области: сначала в селе Роженцово Шарангского района, затем в селе Городище Санчурского района (1926-1928 гг.).

В 1928 году ИННОКЕНТИЙ (КУЛЕДИН) был рукоположен епископом Глазовским ВИКТОРОМ (ОСТРОВИДОВЫМ) в иеромонахи. После этого ИННОКЕНТИЙ служит в селе Лежнино Шарангского района Кировской области (1928-1931 гг.). В 1930 году епископом Яранским НЕКТАРИЕМ (ТРЕЗВИНСКИМ) он был награжден набедренником за хорошую службу и ревностное отношение к своему пастырскому долгу.

Конец 1931 года ИННОКЕНТИЙ провел в Троицкой монастырской церкви г.Козьмодемьянска Марийской Автономной Области Нижегородского края. Там же в Козьмодемьянске ИННОКЕНТИЙ был возведен в сан архимандрита архиепископом Угличским СЕРАФИМОМ (САМОЙЛОВИЧЕМ).

У новоявленного архимандрита с Владыкой СЕРАФИМОМ, который отбывал в Козьмодемьянске ссылку, сложились теплые дружеские отношения. Они встречались в храме на богослужениях. Присутствие такого известного пастыря, как Владыка СЕРАФИМ, помогало отцу ИННОКЕНТИЮ в его священнических трудах. Число прихожан в Троицком монастырском храме увеличивалось, особенно много было марийцев и чувашей.

21 июля 1931 года архимандрит ИННОКЕНТИЙ был арестован как «участник контрреволюционной организации церковников «Истинно-Православная Церковь». 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР приговорило его к трем годам концлагерей, обвинив КУЛЕДИНА участником контрреволюционной организации церковников и в распространении слухов о скором падении Советской власти.

Отбывал наказание ИННОКЕНТИЙ в Мариинских лагерях Сиблага ОГПУ и был освобожден в 1934 году. После освобождения он переселился в Кировскую область и служил в Санчурском районе (1934-1935 гг.) и в Михаило-Архангельской церкви села Уртма Яранского района (1935-1937 гг.), проживая при этом в деревне Нурзень.

Архимандрит ИННОКЕНТИЙ был почитаем верующими, пользовался уважением и довериему духовенства и священноначалия. Рассматривался вопрос о рукоположении его в епископский сан. Он призывал прихожан не оставлять Церковь, соблюдать церковные праздники. Трудами батюшки многие люди стали принимать святое Крещение, активнее посещали храм дети. Претерпевая нужду и лишения сам, отец ИННОКЕНТИЙ считал своим христианским долгом помогать духовенству, находившемуся в заключении, например, отправлял посылки в Мариинские лагеря архиепископу СЕРАФИМУ (САМОЙЛОВИЧУ). Такие исповеднические труды отца ИННОКЕНТИЯ  вызвали недовольство властей.

24 июля 1937 года отец ИННОКЕНТИЙ был арестован и заключен в Кировскую тюрьму. 29 сентября того же года Особая тройка при УНКВД СССР по Кировской области на основании статей 58-10 и 58-11 УК РСФСР приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. 14 октября там же в Кирове приговор был приведен в исполнение.

Реабилитирован ИННОКЕНТИЙ (КУЛЕДИН) только 30 сентября 1967 года.