Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЮФЕРЕВ Семен (Симеон) Даниилович

ЮФЕРЕВ Семен (Симеон) Даниилович (16.05.1891 год, д.Русский Ляждур Ирмучашская волость Уржумский уезд Вятская губ. / ныне Куженерский район РМЭ – 14.10.1937 год, г.Йошкар-Ола).

Военный деятель и Русской Православной Церкви, иерей, священник Иоанно-Богословской церкви села Масканур Новоторъяльского района МАО. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн на стороне Белых. Жертва сталинских репрессий.

Семен родился в крестьянской семье. Православный, крещен 17.05.1891 года в Петропавловской церкви села Юледур, находившегося в двух верстах от Русского Ляждура.

После окончания трехклассной сельской школы Семен ЮФЕРЕВ проживал на родине, занимался сельским хозяйством, нес послушание певчего юледурской церкви. В качестве певчей подвизалась здесь и его будущая супруга Анисия Степановна Вершинина из деревни Полянур, брак был заключен 23.01.1911 года.

В 1913 году он был призван на действительную военную службу и служил в Русской Императорской Армии по 1917 год. Это было время 1-й Мировой войны, в ходе которой, по воспоминаниям родственников, он был связан с аэрофотосъемкой, осуществлявшейся, по-видимому, в разведывательных целях. После революции С.Д. ЮФЕРЕВу довелось послужить и в Белой армии.

По возвращении со службы Симеон Данилович проживал в деревне Русский Ляждур, занимался сельским хозяйством. По воспоминаниям родных он выстроил добротный дом, создал хозяйство, которое впоследствии разорили при раскулачивании. Дочь батюшки Таисия Семеновна рассказывала, что «папа все перестроил и сделал, и началась коллективизация. Стали раскулачивать. Мы средние считались – не бедные, не богатые. У нас во время коллективизации все отобрали».

По свидетельству очевидцев, Симеон Даниилович был человеком глубоко верующим, готовым претерпевать ради Христа скорби и гонения, что, несомненно, ожидало его после принятия священного сана в период гонений на Церковь. В середине 1920-х годов он был рукоположен во диакона к церкви села Юледур, данный приход входил в то время в состав Краснококшайского православного церковного управления староцерковников. Диакон Симеон пользовался уважением у верующих и духовенства, 1.03.1927 года на собрании 3-го благочиннического округа Сернурского кантона МАО он был избран членом благочиннического совета.

В 1929 году, как и все священнослужители в советское время, отец Симеон был лишен избирательных прав, а затем приоворен Сернурским народным судом по статье 61 УК РСФСР к трем (по другим данным — к шести) месяцам принудительных работ «за неуплату налогов». Он постоянно жил в ожидании ареста, летом и зимой ходил в полушубке. Вот что рассказывает об этом времени Таисия Семеновна Юферева: «В этих же годах стали выселять. Сначала началось выселение «богатых» людей. Увозили их, а дома занимали бедные. Они входили в эти дома и жили. Некоторые были совестливые, они в эти дома не входили. А некоторые входили и жили. Рядом с нами жили святовья. <…> Сват был как возчик – по распоряжению сельсовета. Приходит в сельсовет список: вот этих надо увезти. Увозят их – сват Василий говорит: «Посадили их на сани, и повезли. <…> Лесом ехали: вылазьте!» Кого среди леса, кого среди степи. Кто выживет, кто нет. Ни один из них не вернулся обратно. <…> И мы ждали, что в любое время заберут. Одевались и среди лета в зимнее. <…> У нас все было наготове. Отец все говорил: «Мать, готовь сухари. Чтобы наготове были». <…> Год или два это длилось. А потом этот момент выселения прошел, и мы немного успокоились».

В 1929 году диакон Симеон ЮФЕРЕВ был рукоположен во священника к Иоанно-Богословской церкви села Масканур. В условиях гонений на Церковь отец Симеон выступал против закрытия в 1933году тамошнего храма, побуждая к тому же и верующих. И эти его труды были успешными: прихожане были настроены весьма решительно, готовились пострадать за веру. «Хоть нас убейте, а церковь закрывать мы не дадим», — говорили некоторые из них в сельсовете.

Семья отца Симеона состояла из семи человек: супруги Анисии Степановны, сыновей Александра, Павла, Василия, Анатолия, дочерей Таисии и Марии. Батюшка не благословлял своим детям вступать в пионеры, в школу по воскресеньям их не пускал (чтобы отвлечь детей от церкви, в школе в воскресенье устраивали рабочий день, выходным считался понедельник), хотя это было наказуемо. Все свободное время отец Симеон посвящал чтению Псалтири и молитв, привлекая к этому детей. Как только возникала у него свободная минута, он обращался к дочерям: «Девчонки, идите, будем Божией Матери петь». У батюшки был прекрасный голос, а дети с вдохновением подпевали ему.

В селе Масканур батюшка проживал на частной квартире. Однажды там случился пожар, все имущество сгорело, спасены отцом Симеоном от огня были иконы и богослужебные книги. После пожара семейство ЮФЕРЕВых поселилось в церковной сторожке, еще менее удобной для жизни, чем убогий угол в чужой избе. По воспоминаниям Таисии Семеновны «нас подожгли из-за того, что отец – поп. <…> Тогда сильно притесняли религию и священников. Тогда же знаешь, попов как ненавидела молодежь. Старые, средние люди уважали. А молодежь – прямо ненавидела».

По воспоминаниям родственников, несмотря на бедность, батюшка был щедр по отношению к нищим, которые шли в то время с Урала. Таисия Семеновна Юферева рассказывает: «Каждому нищему, что есть, всегда помогали. Никогда не откажешь. А нищих тогда очень много было. На Урале был голод в тридцать третьем году. Оттуда шли голодающие прямо семьями. <…> Шли по деревням, в каждый дом стучали, просили милостыни. <…> И вот папа, когда к нам приходили, всегда посадит их за стол и накормит, и всегда дает еще на дорогу. Никогда не давал кусочки, если семейные. Даст целый каравай: «Кушайте на здоровье». И мама, уходя, говорила: «Вот, нищему подай». И сколько бы не было у самих мало, всегда пополам разделит и так скажет: «Нищему отдай». Скажем, картошка вареная: одну половину нищему отдашь, вторую себе оставишь. И часто пускали на квартиру. Просят: «Пустите переночевать». Скажешь: «Заходи, ложись спать». Вот как понимал человек человека. Сострадание проявлял. Никто никому не откажет. Все, все помогали, это редко кто отказывал».

5.11.1933 года священник Симеон ЮФЕРЕВ был арестован. К этому моменту следственные органы не имели для ареста даже фиктивных оснований, свидетели по делу были допрошены только 6–13 числа. На основании их показаний и справки из сельсовета 16.11.1934 года было составлено постановление о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения. В нем ложно утверждалось, что С.Д. ЮФЕРЕВ враждебно настроен к советской власти, группирует вокруг себя кулачество, распространяет провокационные слухи (статьи 58–10, ч.2, 58–11 УК РСФСР). 27.01.1934 года тройкой при полномочном представителе ОГПУ по Горьковскому краю батюшка был приговорен к трем годам лишения свободы.

Отец Симеон вернулся с Беломорканала в 1936 году. Он не пал духом от пережитого, вернулся к священническому служению и нес этот тяжелый крест до конца. До марта 1937-го батюшка совершал богослужения в Серафимовском храме села Токтамыж Сернурского района МАО, состоял в общении с митрополитом Сергием (Страгородским) и епископами Варламом (Козулей) и Леонидом (Антощенко), занимавшими во второй половине 1930-х Марийскую кафедру. 24.03.1937 года владыка Леонид определил отца Симеона к Иоанно-Богословской церкви села Масканур Новоторъяльского района МАО. В условиях гонений за веру батюшка призывал паству терпеть скорби, не отходить от Бога и Его Церкви, вести молитвенную жизнь, побуждал верующих читать духовную литературу.

Ревностные пастырские труды отца Симеона вызвали неудовольствие властей. 29.09.1937 года он был арестован и помещен в камеру предварительного заключения в Новом Торъяле с последующим переводом в Йошкар-Олинскую тюрьму. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения от 30.09.1937 года ложно утверждалось, что батюшка враждебно настроен по отношению к советской власти, занимается контрреволюционной агитацией против политики партии в деревне, распространением слухов о предстоящей войне и гибели в ходе нее советской власти. Постановление было составлено на основании допросов пяти свидетелей и справки сельсовета, обвинение предъявлялось по статье 58–10 УК РСФСР.

На двух допросах, состоявшихся 7.10.1937 года, священник Симеон ЮФЕРЕВ своей вины не признал, показав на первом из них: «Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и себя виновным не признаю». 8.10.1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором батюшка был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 14.10.1937 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

При подготовке статьи использованы материалы сайта http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=yuferev-simeon-svyaschennik