Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

РУФИМСКИЙ Порфирий Митрофанович

РУФИМСКИЙ Порфирий Митрофанович (1867 год - ?).

Деятель православной церкви, священник – протоиерей, кандидат Казанской Духовной Академии, Благочинный, с 1897 года служил в Воскресенской церкви г. Казани, церковный писатель - автор очерка о Михаило-Архангельском монастыре «Черемисский Михайло-Архангельский мужской общежительный монастырь», опубликованного в виде отдельной книги в Казани в 1897 году. Член «Комиссии по обревизованию Казанского Богородицкого женского монастыря» (1910 год). В годы Первой Мировой войны полковой священник, позднее, главный пресвитер Западного фронта. С 1922 года известный казанский деятель обновленчества.

Происходил из чуваш. Выпускник Казанской духовной семинарии, учебу в которой он описал в серии публикаций под общим названием «Из семинарских воспоминаний». Рассказывая об этом периоде жизни (1879-1887 гг.) Порфирий описывает отъезд в Казань, поступление в духовную семинарию на «казенное содержание», трудностях учебы, преподавателях.В священном сане с 1888 года.

Что касается книги, посвященной истории Михаило-Архангельского мужского черемисского общежительного монастыря, то оригинал - ее рукопись хранится в фондах Казанской духовакадемии с автографом автора. В отличие от изданной книги, в ней сохранился ряд подробностей, вычеркнутых редактором. В частности, он вычеркнул противоречивые высказывания участников движения о своих целях и задачах, преследуемых ими во время развернутой кампании за создание монастыря, об их недовольстве приходскими священнослужителями.

О первых насельниках монастыря Порфирий РУФИМСКИЙ писал: «Соединенные одной общей целью — спасения души, они начали вести жизнь строго подвижническую; воздержание их простиралось до того, что они не употребляли не только рыбы и вина, но даже и постного масла, питаясь лишь зеленью и овощами. Занимаясь пчеловодством и огородничеством и вообще телесными трудами, все остальное время подвижники посвящали на молитву и чтение духовных книг, а особенно житий святых, которые еще более возбуждали их к подвижнической жизни. В воскресенье и праздничные дни они неукоснительно посещали храм Божий, отправляясь для этого или в г. Василь (т.е. Васильсурск), или же в соседнее село Пайгусово; а в обычные, будничные дни, местом молитвенных собраний служила для них одна из пещер, вырытых по склону горы».

Свой литературный талант РУФИМСКИЙ применил и позже, в необычной обстановке - на фронтах Первой Мировой, описывая увиденноне вокруг, трудности с которыми пришлось столкнуться. На полк (2000 человек) приходился один священник, который должен был окормлять и другие подразделения, не имевшие своих пастырей, а также нередко и местные приходы. На бумаге, как водится, все было гладко. Согласно одному из циркуляров, священник должен был обходить все окопы своей части 2 – 3 раза в неделю. Однако на деле даже еженедельные посещения оказывались физически невозможными. «Полк наш, – писал протоиерей Порфирий РУФИМСКИЙ, – разбросан на десятки верст, ютясь по отдельным хуторам, скрывающимся в хвойных лесах <…> Я же, их пастырь духовный, обслуживаю духовно в будничные дни другие части, которые не имеют своих пастырей». РУФИМСКИЙ  также сообщал, что на первой седмице Великого поста он должен был исповедать и причастить за три службы более 4 тысяч человек. В таких случаях священники прибегали к общей исповеди, которая напрочь лишала пастыря возможности поговорить с каждым солдатом.

После окончания войны Порфирий Митрофанович вернулся в Казань, с приходом красных город не покинул – остался служить в родном городе.

После появления в печати воззвания от 16 июня 1922 года, подписанного митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископом Евдокимом (Мещерским) и архиепископом Серафимом (Мещеряковым) в поддержку обновленчества, митрополит Казанский и Свияжский владыка КИРИЛЛ направил протоирея Порфирия РУФИМСКОГО в Нижний Новгород, где в то время проживал митрополит Сергий, для выяснения причин появления воззвания трех уважаемых иерархов. Но даже узнав, что воззвание действительно подписано самим митрополитом Сергием, владыка КИРИЛЛ не изменил своей позиции, отказываясь признать за обновленческим ВЦУ права называться высшей церковной властью, хотя это и грозило неприятностями со стороны светских властей, откровенно поддерживавших ВЦУ.

РУФИМСКИЙ же перешел на позиции обновленчества. Когда после ареста митрополита Казанского и Свияжского КИРИЛЛА (СМИРНОВА), уполномоченному ВЦУ прототоиерею Черкасову было поручено принять все епархиальные дела и сформировать новое Епархиальное управление, протоиерей Порфирий РУФИМСКИЙ вошел в его новый состав (26 сентября 1922 года).

В 1904 году РУФИМСКИЙ был вдов и имел троих детей: 12, 10 и 14 лет.Кроме того, у Порфирия Митрофановича в Казани служили два брата , оба священники - Павел Митрофанович (1865 года рождения), известный казанский деятель обновленчества, и Петр Митрофанович (1858 года рождения).

Труды П.М. РУФИМСКОГО: «Путешествие учеников на богомолье в Черемисскую обитель». Казань.1892;  «Памяти архиепископа Арсения Харьковского: Умер 28 апреля1914 года» // «Известия Казанской Епархии» - 1914. - № 19/20. - С. 598-601; № 21. - С. 641-644; «1897-1903 гг. Внимание Арсения к духовному образованию чувашей, мари, удмуртов»; «Из семинарских воспоминаний» // «Известия Казанской Епархии», 1910, № 41, с. 1156-1159; 1911, № 1, с. 25-33; № 8, с. 254-258; № 10, с. 316-321; № 22, с. 676-679; № 40, с. 1129-1133; « Религиозно-нравственное состояние прихожан села Булдыря» // «Известия по Казанской епархии».– 1891 - № 2. – С. 45 – 53, № 9. – 275 – 278, № 13. – 404 – 409, № 18. – 552 – 554, № 23. – 733 – 736; «На ратных полях» // «Вестник военного и морского духовенства». 1916. № 8. С.246, 1916. № 11-12. С.341.