Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ

ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ (в миру Сеченов Даниил Андреевич) (6.12.1709 год—14.12.1767 год, г.Москва).

Деятель православной церкви, учитель Московской Духовной Академии, архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря и первый глава Новокрещенской конторы (1740-1742 гг.).Член Синода (с 1752 года). С 21 июня 1752 года – епископ Рязанский и Муромский. Митрополит Новгородский и Великолуцкий(1762-1767 гг.). Автор многочисленных проповедей на живом русском языке, сторонник секуляризации монастырских земель.

Родился в дворянской семье. Образование получил вМосковской Славяно-греко-латинской академии. В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофорс именем Дезидерия и рукоположен во иеродиакона. 17 марта 1731 года года пострижен в мантиюс именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем. 29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником.

С 4 декабря 1738 года - настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

6 октября 1740 года Святейший Правительствующий Синод рассмотрел Указ императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ от 11 сентября того же года. Копии указа для его исполнения были направлены в Московское Синодальное правление, казанскому, вятскому, астраханскому, нижегородскому, рязанскому, воронежскому архиереям и архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря ДИМИТРИЮ СЕЧЕНОВУ. Ему была поручена организация крещения иноверцев. Непосредственно процесс крещения должны были осуществить пять протопопов из Казанской епархии с необходимым числом солдат. При этом вся миссионерская деятельность Новокрещенской конторы должна была согласовываться с казанским епархиальным архиереем ЛУКОЮ КАНАШЕВИЧЕМ.

В преамбуле указа отмечалось, что в Казанской, Астраханской, Сибирской, Нижегородской и Воронежской губерниях имеется несколько тысяч домов иноверцев - магометан, идолопоклонников, необходимость крещения которых была обоснована еще Петром Великим, а несколько тысяч душ уже приняли православную веру, получили льготы. Однако многие новообращенные не соблюдают христианскую веру, живут вместе с некрещеными в одних деревнях и пребывают в заблуждении.

Организация массового крещения иноверческих народов в Волго-Уральском регионе началась под непосредственным руководством Димитрия Сеченова. Первым шагом в организации массового крещения иноверческих народов в Волго-Уральском регионе стало укрепление штатов миссионерской организации. По просьбе архимандрита ДИМИТРИЯ миссионерами назначены учителя Казанской духовной семинарии ВЕНИАМИН ПУЦЕК-ГРИГОРОВИЧ, СИЛЬВЕСТР ГЛАВАЦКИЙ, ЕВМЕНИЙ СКАЛОВСКИЙ и находившийся в Москве священник ГЕОРГИЙ ДАВИДОВ из грузин.

Все они сразу включились в активную миссионерскую деятельность среди иноверцев Поволжья. В 1741 году в Царевококшайском уезде 416 марийцев крестил ГЕОРГИЙ ДАВИДОВ; 475 марийцев и удмуртов Уржумского и Вятского уездов – ВЕНИАМИН ПУЦЕК-ГРИГОРОВИЧ; 721 мордвина в Алаторском уезде – управитель Новокрещенской конторы ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ; 114 мордвин Пензенского уезда – Стефан Давидов.

Совместные усилия государства и миссионеров стали давать свои результаты. Так, за 1741 г. и январь 1742 г. было крещено 143 мусульманина, 3808 мордвы, 3785 марийцев, 806 вотяков, 617 чувашей, всего 9159 человек. Как показывают эти данные, среди принявших православие татар-мусульман было немного, особенно в сравнении с язычниками. Ситуация вызывала раздражение властей, и они предприняли радикальные меры, использовав опыт последней четверти XVI в.

Еще 16 ноября 1741 года в Синод обратился руководитель Новокрещенской конторы Д. Сеченов. Он просил сломать и вовсе упразднить нечестивые татарские мечети, так как от них «новокрещеным приходит соблазн». 10 мая 1742 года Синод предписал «имеющиеся в Казанской и прочих губерниях татарские мечети, которые построены после запретительных о том нестроении указов, где б оныя ни были, все сломать без всякого отлагательства и впредь строить не допущать и позволения в том не давать». А Сенат 19 ноября 1742 года принял новый указ о разрушении татарских мечетей. Указ требовал «все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенные за запретительными указами мечети сломать и впредь строить не допущать». Мусульманское население весьма негативно реагировало на массовое разрушение мечетей. Это вызвало озабоченность верховной власти. 23 марта 1744 г. Сенат, «опасаясь озлобления», нашел возможным приостановить разрушение мечетей в Казанской, Астраханской, Сибирской и Воронежской губерниях. К этому времени значительная часть татарских мечетей в поименованных регионах уже была разрушена.

Одновременно с разрушением мечетей, Новокрещенская контора приложила массу усилий для реализации программы строительства церквей для новокрещеных. К 1747 г. в селениях новокрещеных было построено или строились 147 церквей, в том числе в Казанской и Воронежской губерниях – 100, Нижегородской – 51, Вятской – 4. Всего за время массового крещения иноверцев в местах проживания новокрещеных была построена 241 церковь.

Принятые по инициативе ДИМИТРИЯ СЕЧЕНОВА принципиально новые меры по обращению в православие иноверцев уже 1741 году дали взрывное увеличение числа крещеных. Началась массовая христианизация народов Волго-Уральского региона. 14 сентября 1742 года ДИМИТРИЙ был назначен главой Нижегородской епархии. Он и здесь продолжил активную миссионерскую деятельность: строил церкви, открывал школы. Ее результатом стало значительно возросшее количество крещеных. Появились даже целые волости, в которых, кроме татар, некрещеных иноверцев не было. Так, в октябре 1744 года в Ардатовской волости, состоявшей из 84 деревень, «все до сущего младенца крестились, и некрещеной мордвы уже ни одного человека не осталось». Через два года в Нижегородской епархии насчитывалось 50 430 новокрещеных, и для них было построено 74 церкви.

Тем неожиданнее, в разгар массовой христианизации, 9 августа 1748 года, нижегородский архиепископ ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ, ссылаясь на болезнь, отправляется на покой в Раифскую пустынь вблизи Казани, где монашествует до 1752 года. В Нижегородской епархии его сменил В. Пуцек-Григорович. Находясь в монастыре, ДИМИТРИЙ часто встречался с ЛУКОЙ КАНАШЕВИЧЕМ и активно влиял на ход массового крещения народов Поволжья.

Большое внимание ДИМИТРИЙ обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов (в Рязанской - греческий язык и философию). В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

30 июня 1767 годаон был награжден драгоценной панагиейи назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта Нового Устава.

Скончался  от апоплексического удара во время своего пребывания в Москвев числе участников в работе комиссии по составлению проекта нового уложения. Тело его было торжественно перевезено в Новгород.