Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ (в миру Сеченов Даниил Андреевич) (6.12.1709 год—14.12.1767 год, г.Москва).
Деятель православной церкви, учитель Московской Духовной Академии, архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря и первый глава Новокрещенской конторы (1740-1742 гг.).Член Синода (с 1752 года). С 21 июня 1752 года – епископ Рязанский и Муромский. Митрополит Новгородский и Великолуцкий(1762-1767 гг.). Автор многочисленных проповедей на живом русском языке, сторонник секуляризации монастырских земель.
Родился в дворянской семье. Образование получил вМосковской Славяно-греко-латинской академии. В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофорс именем Дезидерия и рукоположен во иеродиакона. 17 марта 1731 года года пострижен в мантиюс именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем. 29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником.
С 4 декабря 1738 года - настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.
6 октября 1740 года Святейший Правительствующий Синод рассмотрел Указ императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ от 11 сентября того же года. Копии указа для его исполнения были направлены в Московское Синодальное правление, казанскому, вятскому, астраханскому, нижегородскому, рязанскому, воронежскому архиереям и архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря ДИМИТРИЮ СЕЧЕНОВУ. Ему была поручена организация крещения иноверцев. Непосредственно процесс крещения должны были осуществить пять протопопов из Казанской епархии с необходимым числом солдат. При этом вся миссионерская деятельность Новокрещенской конторы должна была согласовываться с казанским епархиальным архиереем ЛУКОЮ КАНАШЕВИЧЕМ.
В преамбуле указа отмечалось, что в Казанской, Астраханской, Сибирской, Нижегородской и Воронежской губерниях имеется несколько тысяч домов иноверцев - магометан, идолопоклонников, необходимость крещения которых была обоснована еще Петром Великим, а несколько тысяч душ уже приняли православную веру, получили льготы. Однако многие новообращенные не соблюдают христианскую веру, живут вместе с некрещеными в одних деревнях и пребывают в заблуждении.
Организация массового крещения иноверческих народов в Волго-Уральском регионе началась под непосредственным руководством Димитрия Сеченова. Первым шагом в организации массового крещения иноверческих народов в Волго-Уральском регионе стало укрепление штатов миссионерской организации. По просьбе архимандрита ДИМИТРИЯ миссионерами назначены учителя Казанской духовной семинарии ВЕНИАМИН ПУЦЕК-ГРИГОРОВИЧ, СИЛЬВЕСТР ГЛАВАЦКИЙ, ЕВМЕНИЙ СКАЛОВСКИЙ и находившийся в Москве священник ГЕОРГИЙ ДАВИДОВ из грузин.
Все они сразу включились в активную миссионерскую деятельность среди иноверцев Поволжья. В 1741 году в Царевококшайском уезде 416 марийцев крестил ГЕОРГИЙ ДАВИДОВ; 475 марийцев и удмуртов Уржумского и Вятского уездов – ВЕНИАМИН ПУЦЕК-ГРИГОРОВИЧ; 721 мордвина в Алаторском уезде – управитель Новокрещенской конторы ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ; 114 мордвин Пензенского уезда – Стефан Давидов.
Совместные усилия государства и миссионеров стали давать свои результаты. Так, за 1741 г. и январь 1742 г. было крещено 143 мусульманина, 3808 мордвы, 3785 марийцев, 806 вотяков, 617 чувашей, всего 9159 человек. Как показывают эти данные, среди принявших православие татар-мусульман было немного, особенно в сравнении с язычниками. Ситуация вызывала раздражение властей, и они предприняли радикальные меры, использовав опыт последней четверти XVI в.
Еще 16 ноября 1741 года в Синод обратился руководитель Новокрещенской конторы Д. Сеченов. Он просил сломать и вовсе упразднить нечестивые татарские мечети, так как от них «новокрещеным приходит соблазн». 10 мая 1742 года Синод предписал «имеющиеся в Казанской и прочих губерниях татарские мечети, которые построены после запретительных о том нестроении указов, где б оныя ни были, все сломать без всякого отлагательства и впредь строить не допущать и позволения в том не давать». А Сенат 19 ноября 1742 года принял новый указ о разрушении татарских мечетей. Указ требовал «все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенные за запретительными указами мечети сломать и впредь строить не допущать». Мусульманское население весьма негативно реагировало на массовое разрушение мечетей. Это вызвало озабоченность верховной власти. 23 марта 1744 г. Сенат, «опасаясь озлобления», нашел возможным приостановить разрушение мечетей в Казанской, Астраханской, Сибирской и Воронежской губерниях. К этому времени значительная часть татарских мечетей в поименованных регионах уже была разрушена.
Одновременно с разрушением мечетей, Новокрещенская контора приложила массу усилий для реализации программы строительства церквей для новокрещеных. К 1747 г. в селениях новокрещеных было построено или строились 147 церквей, в том числе в Казанской и Воронежской губерниях – 100, Нижегородской – 51, Вятской – 4. Всего за время массового крещения иноверцев в местах проживания новокрещеных была построена 241 церковь.
Принятые по инициативе ДИМИТРИЯ СЕЧЕНОВА принципиально новые меры по обращению в православие иноверцев уже 1741 году дали взрывное увеличение числа крещеных. Началась массовая христианизация народов Волго-Уральского региона. 14 сентября 1742 года ДИМИТРИЙ был назначен главой Нижегородской епархии. Он и здесь продолжил активную миссионерскую деятельность: строил церкви, открывал школы. Ее результатом стало значительно возросшее количество крещеных. Появились даже целые волости, в которых, кроме татар, некрещеных иноверцев не было. Так, в октябре 1744 года в Ардатовской волости, состоявшей из 84 деревень, «все до сущего младенца крестились, и некрещеной мордвы уже ни одного человека не осталось». Через два года в Нижегородской епархии насчитывалось 50 430 новокрещеных, и для них было построено 74 церкви.
Тем неожиданнее, в разгар массовой христианизации, 9 августа 1748 года, нижегородский архиепископ ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ, ссылаясь на болезнь, отправляется на покой в Раифскую пустынь вблизи Казани, где монашествует до 1752 года. В Нижегородской епархии его сменил В. Пуцек-Григорович. Находясь в монастыре, ДИМИТРИЙ часто встречался с ЛУКОЙ КАНАШЕВИЧЕМ и активно влиял на ход массового крещения народов Поволжья.
Большое внимание ДИМИТРИЙ обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов (в Рязанской - греческий язык и философию). В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.
30 июня 1767 годаон был награжден драгоценной панагиейи назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта Нового Устава.
Скончался от апоплексического удара во время своего пребывания в Москвев числе участников в работе комиссии по составлению проекта нового уложения. Тело его было торжественно перевезено в Новгород.