Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
ТРОЯНОВСКИЙ Александр Александрович (? год, с. Апазово Казанский уезд Казанская губ. -1824 год, г.Казань).
Деятель православной церкви, священник церкви во имя Святой Троицы села Сотнур Царевококшайского уезда, преподаватель татарского языка Казанской Духовной Академии (1800-1823 гг.).
Александр ТРОЯНОВСКИЙ был приглашен в Казань из Сотнура для преподавания в стенах Духовной Академии татарского языка не случайно. Закрытие «новокрещеных» школ привело к прерыванию традиции подготовки православных священнослужителей, знающих язык своих прихожан, способных вести проповедническую деятельность среди коренных народов Среднего Поволжья. А не обладая квалифицированными миссионерскими кадрами, знающими местные языки, церковь не имела механизмов религиозного воздействия на «иноверцев». Чтобы исправить это положение, казанским архиепископом СЕРАПИОНОМ (Стефан Сергеевич Александровский) было предложено организовать в стенах созданной в 1797 году Казанской Духовной Академии класс татарского языка. Это предложение было высочайше утверждено 31 мая 1800 года. В качестве преподавателя был выбран священник Троицкой церкви села Сотнур.
Родом из крещено-татарской семьи, А. ТРОЯНОВСКИЙ, еще в детстве живя в среде татар, хорошо изучил их язык, такчто владел им «так же чисто и свободно, как родным». Впоследствии учась в Казанской Духовной Академии, А. ТРОЯНОВСКИЙ продолжил совершенствовать свои познания в языке, обучаясь у живших в городе татар-мусульман. Выбор казанского архиепископа оказался как нельзя удачным. С самого начала своей преподавательской деятельности в академии А. ТРОЯНОВСКИЙ проявил себя как хороший знаток татарского языка и религиозных обычаев мусульман.
По мысли авторов проекта, занятия по татарскому языку должны были посещать студенты всех классов академии по своему желанию. Поэтому они назначались на послеобеденное время и имели необязательный характер. Этим обстоятельством можно объяснить значительное колебание числа слушателей этого класса в разные годы. Разработанным А. ТРОЯНОВСКИМ курсом предполагалось изучение системы письма, грамматической основы татарского языка, разбора предложений, перевода на татарский, христианских молитв. Не имея никакой учебно-методической базы, ученики изучали эти предметы по рукописным работам и тетрадям своего учителя, а с 1814 года - по напечатанной им «Краткой татарской грамматике». В 1820 году для помощи студентам А. ТРОЯНОВСКИМ был подготовлен к изданию двухтомный «Словарь татарского языка и некоторых употребительных в нем речений арабских и персидских», напечатанный в Казани в 1822 г. общим тиражом в 1200 экземпляров.
18 августа 1818 года Казанская духовная академия решением Комиссии духовных училищ Святого синода была преобразована в семинарию и подчинена правлению Московской духовной академии. Впрочем, изменение статуса практически не отразилось на преподавании татарского языка. Решением Комиссии от 19 апреля 1819 года в казанской семинарии наряду с Казанским уездным училищем вводились классы татарского языка, преподавание в которых, как и раньше, было возложено на А. ТРОЯНОВСКОГО.
Явный кризис в изучении татарского языка в Казанской духовной семинарии отмечается после смерти А. ТРОЯНОВСКОГО. В силу ряда причин ему не удалось создать свою миссионерскую школу изучения тюркских наречий, а его преемники на кафедре татарского языка не обладали ни научным, ни педагогическим талантом своего учителя.