Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ВОРОНОВ Александр Викторович

ВОРОНОВ Александр Викторович

Сотрудник органов правопорядка, полковник милиции, командир специального отряда быстрого реагирования (СОБР) Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (1996-1997 гг.).

Этот еще молодой, полный сил мужчина - уже пенсионер. Приказом министра МВД Марий Эл с 30 ноября 2009 года командир отряда милиции специального назначения Александр ВОРОНОВ пополнил пенсионерские ряды. Он возглавлял СОБР - самое закрытое элитное силовое подразделение.

Вообще, ореол таинственности окружал Александра Викторовича практически всю взрослую жизнь. Хотя он и закончил весьма далекий от секретности вуз - Уральский лесотехнический институт. Причем, со второго курса был круглым отличником, да еще и умудрялся совмещать учебу с должностью второго секретаря комитета комсомола института. Получив диплом, остался в родном вузе, готовился защитить диссертацию. Темой стал проект автомобиля, пригодного для вывоза древесины после выборочной рубки. Но ему не хватило совсем немного времени, чтобы довести свое изобретение «до ума», военкомат прислал повестку, и Александра «забрили» в солдаты. В армию его тянуло давно - он из семьи потомственных военных. И сын не посрамил фамильную честь. После армии остался служить в секретной военной части в Свердловске, которая специализировалась на авиационно-космическом вооружении. Позднее военная судьба забросила Александра ВОРОНОВа в Марий Эл. Здесь он и остался. А в 1993 году пришла пора тотального разоружения и «почтовый ящик», где он трудился, ликвидировали. К тому времени ему исполнилось 34 с половиной года. Ещё 6 месяцев - и его по возрасту не взяли бы ни в одну силовую структуру. Он попросился в СОБР, тогда специальный отряд быстрого реагирования только-только создавался. Особенно Александру было по душе, что в названии нового подразделения было слово «быстрого». Он очень любил скоростную езду, не раз участвовал в ралли и был кандидатом в мастера спорта по автогонкам. Да и машины знал, как свои пять пальцев. Так что его кандидатура на должность оперуполномоченного, ответственного за транспорт, была самая подходящая.

Тогда отряд занимал одну небольшую комнату в управлении по борьбе с организованной преступностью, поэтому собеседование проходило в коридоре. Расспрашивал новичка первый начальник СОБРа Владимир Сергеевич Новосёлов. Их разговор прервал под­бежавший боец, он доложил руководству, что едут брать преступников, а начальник в ответ посоветовал прихватить пару автоматов, «на всякий пожарный». Александра это поразило до глубины души. За все 10 лет армейской службы он брал в руки оружие нечасто, от силы 2-3 раза в месяц, когда заступал в наряд. При этом заполнял кучу бумажек. И стрелять приходилось только на полигоне. А тут все так просто: прихватите автоматы.

Через два года после того, как Александр стал СОБРовцем, началась первая Чеченская кампания. Сотрудников силовой элиты сразу же отправили в командировку, сказали, что нужно усмирить местных вооруженных бандитов. А на самом деле там шла настоящая война. Александр рвался туда, но руководство не отпускало, считало, что его заменить некем - он уже дослужился до начальника транспортного отделения, в его подчинении служили 13 водителей. Но он своего все же добился и уехал с четвертой по счету командой. Только три человека среди них побывали в бою, остальные - необстрелянные новички. 2 февраля они прибыли на позицию, а через день у ворот базы боевики, а может, и местные мальчишки, которые часто играли на этом месте, взорвали наш БТР, Многих ранило, а водителю оторвало ноги. Это было страшно. 6 февраля на площади Минутка в Грозном собровцы в составе федеральных войск приняли бой. Он шел весь день. И весь день с обеих сторон летели пули…

Но Александр Воронов очень скупо рассказывает о той войне - кро­вавой, жестокой, смертоносной. Из Чечни вернулся в цинковом гробу его коллега и товарищ Дмитрий ЛОГИНОВ. И хотя со дня его гибели прошло много лет, но боль в душе всех, кто знал этого парня - осталась.

ВОРОНОВ еще несколько раз ездил в командировки в Чечню и вел себя там достойно. Об этом говорят награды, которые теснятся стройными рядами на его парадном кителе.

О своей повседневной службе в Йошкар-Оле он тоже неохотно распространяется. Во-первых, по большей части она секретна, во-вторых, не хочет никого волновать, в-третьих, из скромности. Он вообще о себе говорит очень мало и скупо. Всё порывается рассказать о сослуживцах, среди которых не­мало славных, достойных людей.

15 лет жизни он отдал беспокойной службе с погонями, задержанием опасных преступников, засадами и освобождением заложников. И вот пенсия. Но на заслуженном отдыхе Александр Воронов без работы не сидит. И дня не прошло, как он поступил в службу безопасности на одно из предприятий Йошкар-Олы. Так, его опыт и знания, полученные в спецназе, пригодились в новом качестве.