Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ВЕРИГИН Егор Петрович

ВЕРИГИН Егор Петрович (? - ?).
Государственный деятель, царевококшайский воевода (1769-1778 гг.), коллежский асессор.
ВЕРИГИН был назначен воеводой в Царевококшайск в зрелом возрасте. В семье, по данным 1770 года, кроме супруги Агрипины Сергеевны были сыновья Алексей и Михаил, а также «родитель его, престарелый вдовец Петр Алексеевич господин Веригин». Численность дворовых крепостных людей составляла 16 человек.
Время воеводского правления в Царевококшайске для Е.П. ВЕРИГИНА характеризовалось наибольшей продолжительностью и «крайней опасностью» для него во время пугачевского движения летом 1774 года. Вместе с тем, каждый год воеводства был насыщен разнообразной и одновременно рутинной служебной деятельностью. Достаточно в этой связи познакомиться поближе с журналом заседаний присутствия воеводской канцелярии за 1773 год (317 листов с оборотами):
«1773 году генваря в 3 день четверток.
Господа присудствующие прибыли по полуночи - воевода коллеж¬ский асессор Веригин в 8-м часу, воеводский товарищ титулярный советник Федоров в том же часех». Далее они слушали доношение откупщика конских зборов в Царевококшайске и Кокшайске царевококшайского купца Андрея Вешнякова, просившего прислать две зашнурован¬ные тетради для записи сбора денежных пошлин при купле-продаже коней и вынесли приказали немедленно отослать требуемое. Тут же появился с явочным челобитным рекрутский отдатчик Иван Безбородов из Малой Ошлинской волости, сообщивший о побеге доставленных в Свияжск марийских рекрутов, «скованных в железах». Прошение было принято и записано «в книгу впредь для ведома» и поиска беглецов. Были рассмотрены и другие дела и господа «вышли из присудствия во 2-м часу».
На следующий день, 4-го января, получив промеморию магистрата, воевода утвердил выборных соляных сборщиков («голов») к продаже казенной соли в Кокшайск царевококшайского посадского человека «в головы» B.C. Кафтанникова, а в «целовальники» И.Ф. Кафтанникова» соответственно в село Сундырь - С.Ф. Гущина и М.И. Пчелина. Позднее к продаже казенного вина были определены верные головы и целовальники, а также ларечные целовальники. Для надзора и контроля в город Кокшайск к смотрению соли, перевоза и протчего «воевода направил» капрала Терентия ТРУБИЦЫНА. В его обязанности входила и покупка к Кокшайскому волжскому перевозу парома, почтовой завозни и лодки-однодеревки, на что было дано 10 рублей. На перевоз в весеннюю полую воду нанимались 4 человека, а летом - 2 наемных работника из крестьян, исходя из общей суммы платы в 13 рублей 12 копеек.
Во исполнение указа Свияжской провинциальной канцелярии от 27 марта 1773 года воевода срочно набрал работников из числа уездных крестьян «для произведения крепостных работ» на полях русско-турецкой войны. В мае того же года по приказу воеводы ВЕРИГИНА в Москву был отправлен обоз из 26 подвод уездных крестьян с денежною казною в 11513 рублей серебряною, медною монетами и ассигнациями общим весом в 395 пудов для последующей отдачи подушных денег в размере 6822 рубля в Главный Крикс-Комиссариат, оброчных денег в размере 3221 рубль в Статс-Контору и 1300 рублей в Коллегию Экономии.
Бесконечная череда канцелярской работы иногда менялась отъездами воеводы в Казань и другие места. Так, в январе-феврале 1773 года в течение месяца по служебным делам он находился в Казани; то же самое повторилось в июле. За свою службу воевода ВЕРИГИН в 1773 году получил 300 рублей. Для сравнения отметим, что размер ежегодного жалованья воеводского товарища составлял 200 рублей, канцеляриста - 60 рублей, подканцеляриста - 40 рублей, копииста — 30 рублей, солдата - 6 рублей.
И еще один факт, связанный с воеводским правлением ВЕРИГИНА. В полученном указе от 10 ноября 1776 года ему приказано было оказать всяческое содействие отставному ротмистру Ивану ОГАРЕВУ в заготовке корабельного леса в Царевококшайском уезде и поставке «для Азовской флотилии на пять 32-пушечных фрегатов», что и было исполнено в течение 1777-1779 годов.