Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ШИДЛОВСКИЙ Александр Федорович

ШИДЛОВСКИЙ Александр Федорович (13.12.1863 год, г.Москва -19.11.1942 год, г.Муром Владимирская область)

Государственный  и военный деятель, Вятский вице-губернатор в 1906-1907 гг., губернатор Олонецкой и Архангельской губерний, статский советник, видный краевед и библиограф Русского Севера.

Родился в Москве в семье отставного военного. Его 350-летнее генеалогическое древо корнями уходило в Литву, род издавна был знатен, чиновен и отмечен на военном и гражданском поприщах. Окончив Первую Московскую классическую гимназию, юноша стал вольнослушателем Московского университета, но вскоре поступил на военную службу. Из Николаевского кавалерийского училища он выпускается корнетом в лейб-гвардии Его Величества Уланский полк. Молодой офицер продолжает военное образование в Военно-юридической академии, а затем - Офицерской кавалерийской школе в Санкт-Петербурге. Наконец, с начала 90-х всерьез увлекается историей, литературой, библиографией, архивным делом; знакомится и сотрудничает с такими известными корифеями, как В. Самтов, Д. Языков, пушкинист Б. Модзалевский; много пишет и публикует в журнале «Русская старина», что делает его действительным членом Русского библиологического общества, создает музей Пажеского корпуса.  Сам вице-президент Академии наук Майков убеждает его бросить военную карьеру и заняться литературоведением. В 1902 году по просьбе директора Пажеского корпуса ротмистр ШИДЛОВСКИЙ создает музей этого прославленного учебного заведения - к его 100-летию, одновременно прослушав курс в Московском археологическом институте. В 1903 году Александр Федорович выходит в отставку. Нет сомнений, не оставь этот выдающийся во многих областях человек армию, мы прочли бы его имя в летописях всех последующих войн.

Интересно, что начал свою статскую службу этот аристократ, отставной гвардии полковник и знаток изящной словесности в должности... тюремного инспектора в Екатеринославской губернии! (Пройдет тридцать лет, и ему это припомнят.)

В 1906-го он уже вице-губернатор в Вятке (стал там одним из создателей общества изучения этой территории) а с 1907 года - в Архангельске. (С вятским губернатором С.Д. ГОРЧАКОВЫМ ШИДЛОВСКИЙ «не сработался» - времена-то были революционные, а либеральный Александр Федорович репрессий и произвола не одобрял.) В Архангельске он продолжает сочетать службу с научной работой. Его увлекает история, современность и будущность северного края. 27 декабря 1908 года он основывал Архангельское общество по изучению Русского Севера (АОИРС). Организовал несколько научных экспедиций, в том числе на Печору. Н. Кулик писал в 1929 году: «Ни одно крупное мероприятие научного характера не прошло без его активного участия. Труды Шидловского были оценены Императорским Русским географическим обществом, присудившим ученому Большую серебряную медаль имени Семенова-Тян-Шанского». Имя ШИДЛОВСКОГО становится известным в кругах, связанных с полярными исследованиями, в АОИРС по его приглашению трудились многие будущие открыватели Арктики. Среди печатных работ вице-губернатора - материалы о добыче нефти на Печоре (1908 год), сборник «Шпицберген в русской истории и литературе», статья «О роли Петра I в изучении Русского Севера» и многие другие. В 1910 году Александр Федорович подготовил библиографический указатель «Новая Земля», которым остался недоволен, поскольку работать приходилось спешно и он не мог воспользоваться документами столичных книгохранилищ. В справочнике 456 названий, но его автор говорит: «Мало я сделал, господа, мало. Не хвалите меня, рано ...»

Под руководством ШИДЛОВСКОГО также началось переустройство Архангельского порта.

Живущие сегодня россияне и норвежцы знают о конфликтах в северных водах по поводу вылова рыбы: кому там можно ловить, кому - нет. История трений давняя. Имеет к ним отношение и ШИДЛОВСКИЙ.

10 сентября 1910 года газета «Архангельск» сообщала: «Министерство внутренних дел, получив известие, что на Новую Землю отправились уже две норвежские промысловые экспедиции, предложило архангельскому губернатору не допускать их водворения на территории острова». В те же сентябрьские дни на пароходе «Королева Ольга» на Новую Землю с отрядом стражников для выселения соседей, промышлявших в бухте Крестовой, отправился ШИДЛОВСКИЙ. Дело обошлось миром.

В конце 1911 года переведен в Петрозаводск на должность вице-губернатора Олонецкой губернии и пять лет его жизни проходят в Петрозаводске. Во время его службы в город и губернию пришли плоды технического прогресса XX века. При нем были проложены многие улицы нынешнего Петрозаводска. 18 апреля 1913 года ШИДЛОВСКИЙ, будучи верен научному направлению своей натуры, создает «Общество изучения Олонецкой губернии», начав издание его «Известий». В следующем году он публикует монографию об онежских петроглифах – «Доисторические памятники на восточном берегу Онежского озера».

В 1916-м, в суровый военный год России, указом правительствующего сената ШИДЛОВСКИЙ был назначен Олонецким губернатором. На этом посту за 125 лет побывали и Державин, и герои Салтыкова-Щедрина. Но ученого не было - ни до, ни после...

Александр Федорович горячо отстаивает идею строительства железной дороги на Мурман. С 1914 года он в комиссии по ее постройке, а с 1915-го - консультант строительства. В том же году он публикует пророческий труд – «Онего-Беломорский путь, его государственное и экономическое значение». В январе 1917 года его опять переводят в Архангельск, но грянул Февраль. Временным правительством в мае 1917 года он был отставлен, правда, с почетной пенсией. Так как новоназначенный олонецкий губернатор Александр Сергеевич Тецнер так и не приехал в Петрозаводск и не вступил в должность, ШИДЛОВСКИЙ фактически был последним олонецким губернатором.

Мог ли ШИДЛОВСКИЙ эмигрировать? Несомненно. Но Родину не покинул. Его энциклопедические познания в 1918 году были востребованы Академической комиссией по изучению естественных и производительных сил (КЕПС) АН России, куда еще в 1916 году ШИДЛОВСКИЙ представил записку «О баритовых месторождениях Олонецкой губернии». Вскоре он стал председателем Северного отдела Академической комиссии по изучению естественных и производительных сил (КЕПС), одновременно возглавляя бюро библиографии. ШИДЛОВСКИЙ здесь составил картотеку на 50 тысяч карточек.

Вот краткий перечень его свершений 20-х годов: составление климатических и гидрографических карт Севера, подготовка к 200-летию академии в 1925 году, описание Мурманской дороги, полный библиографический указатель по Северу, Севморпути и ряду республик, розыск и передача в КЕПС огромного архива исследователя Севера М. Сидорова, создание в Якутске фундаментальной библиотеки.

Но свою бесценную библиотеку Александр Федорович, увы, утратил. В 1917-м он перевез 28 ящиков книг, рукописей, газет, карт, гравюр, картин (в том числе кисти Тропинина) на завод братьев Беляевых в Сороке, где вынужден был ее оставить. В 1920 году он получает на свою библиотеку охранное свидетельство Наркомпроса. Однако Архангельский губчека и Кемский исполком отправляют ее в Кемь. На запрос ШИДЛОВСКОГО комиссия Карельской Трудовой Коммуны в 1921 году с классовым правосознанием ответила, что «такое имущество не может находиться во владении частного лица», тем более «врага пролетариата». Длившаяся три года бюрократическая переписка с участием ЦИК, Академии наук, Реввоенсовета, Карисполкома, Кемского исполкома и коммунхоза (где имущество бывшего губернатора разыграли в лотерею) закончилась ничем. Куда канула библиотека? Неизвестно.

В 1921 году Александра Федоровича, как водится, подержали недельку в питерском ЧК. Но как ни искали, не нашли за ним преступлений против народа. В новую волну репрессий против «бывших» в 1929 году за него взялись опять. Ему это припомнили работу по «тюремному ведомству»: уволили из академии, лишили всех прав. Характерна формулировка отношения к ШИДЛОВСКОМУ: «враг пролетариата, не поддающийся перевоспитанию». И только заступничество академика Ферсмана, руководителей Арктического института Визе и Самойловича, геолога Кулика в 1933 году возвратило «лишенца» в науку. Но в марте 35-го, в страшный «кировский поток», ШИДЛОВСКИЙ был арестован и без всякого обвинения выслан Особым совещанием в Казахстан как «бывший тюремщик и губернатор». Вскоре ему с супругой Клеопатрой Ивановной разрешили поселиться в Муроме, где жил ее сын от первого брака, но вывезти вновь собранную огромную библиотеку запретили. Из Мурома, и в лишениях не оставляя научных трудов, ссыльный пишет Сталину, просит разрешить вернуться к книгохранилищам Москвы и Ленинграда, чтобы завершить остаток дней составлением библиографии Русского Севера - дела его жизни. Даже свое письмо «вождю народов» он начинает с краеведческой информации для музея его туруханской ссылки! Ходатайствовали за него пред страшным наркомом Берия лишь двое бесстрашных: члены Верховного Совета радист экспедиции Папанина, замнач Главсевморпути Эрнст Кренкель и президент АН В. Комаров. Но тщетно. В 1935 году арестован и выслан Особым совещанием с женой в Казахстан, затем ему разрешили поселиться в ссылке в Муроме Владимирской области, где он и умер в конце 1942 года. Отказали Нищему больному старику «органы» отказали даже в поездке в Москву для операции. Местонахождение его могилы, где он покоится рядом с умершей годом раньше супругой, сегодня неизвестно. В 1989 году они были реабилитированы.