Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ХЛОПОВ Алексей Иванович

ХЛОПОВ Алексей Иванович

Государственнй деятель, подпоручик, воевода Козьмодемьянска (1753-1755 гг.).

ХЛОПОВЫ - старинный русский дворянский род, записанный в VI части родословных книг губернийТверской и Курской. Родоначальник рода Хлоповых. - Мустафа, в святом крещении Илия, татарский князь, выехавший из Золотой Орды к великому князю Юрию Всеволодовичу. Из потомков его известны: Федор Степанович Хлопов, ясельничий (1501 год), участник в походе великого князя московского на Великий Новгород (1508 год) и исполнитель разных дипломатических поручений; Иван, посол к крымскому хану (1584); Андрей, «делатель города» Рыльска (1585 год). Из Хлоповых, состоявших в XVI и XVII веках воеводами в разных городах, более выдающимся был Кирилл Осипович. Из этого же рода и известная своей несчастной судьбой невеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна.

Назначенный воеводой в Козьмодемьянск с 31 июля 1753 года Алексей ХЛОПОВ, начал свою деятельность с того, что «со свитой» более 40 человек отправился по уезду и везде «чи­нил великое отягощение: брал с сотни по 20 рублев скотом и протчим с великаго принуждения». Приплыв с верховьев Волги на судне, не имея у себя ни одной лошади, он за год воеводства переслал в свое дворянское имение 200 лоша­дей, насильно забранных у «новокрещенных» марийцев и чуваш. По подложному документу собрал с 10 тысяч ревиз­ских душ по 6 копеек, сажал ежемесячно в тюрьму по 50 и больше крестьян и выпускал только тогда, когда каждый из них из-под побоев соглашался заплатить ему по 60 копеек. Заставлял марийцев и чуваш писать челобитные друг на друга, а затем «взымал большие денги» и с ответчика и челобитчика, разоряя таким обра зом обоих. При подаче различных сказок брал с 32 сотни­ков по 5 — 10 рублей и заставлял в самую трудовую летнюю страду выделять по 7 — 8 марийских и чувашских крестьян для отбывания повинностей в его хозяйстве и сенокосных владениях. В результате таких бесчинств и произвола, как писали 23 сентября 1754 года в своем прошении марийцы и чу­ваши, «уже не осталось ни одного дому наших новокре­щенских жителей, которой не разорен был, ибо хоща и не богатой экипаж /т. е. имущество и пожитки / имели, то все от него воеводы грабежом пограблены и мно­гие наши новокрещенские жители от него, воеводы, на­прасно кнутом пересечены».