Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
АННА ИВАНОВНА (ИОАННОВНА) (28.01.1693 год – 17.10.1740 год).
Государственный деятель, российская императрица с 1730 года. Дочь Ивана V Алексеевича, племянница ПЕТРА I.
В 1710 году была выдана замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Овдовев, жила в Курляндии. На престол была приглашена «верховниками» на условиях («Кондициях») ограничения самодержавия в пользу феодальной аристократии. Опираясь на дворянство и гвардейских офицеров, отказалась от выполнения «Кондиций», ликвидировала Верховный Тайный Совет, даровала дворянству значительные льготы. Императрица уделяла мало внимания государственным делам. Главной опорой АННЫ ИВАНОВНЫ были прибалтийские дворяне-немцы, занявшие во главе с ее фаворитом Бироном господствующее положение в правительстве.
Тем не менее, в правление АННЫ ИВАНОВНЫ были предприняты первые реальные шаги, направленные напрсвещение поволжских инородцев, в том числе и марийцев. Ведь после открытия Святителем ГУРИЕМ Зилантовской школы для детей новокрещенных при Зилантовом монастыре Казани до царствования АННЫ ИВАНОВНЫ нет дажеупоминания об инородческих школах.
В 1735 году по представлению Синода, согласно с представлением казанского губернатора и архиепископа Илариона, были учреждены школы «для обучения как некрещеных вотяков, мордвы, чуваш, так разных народов новокрещеных детей славянороссийского языка в Казанской губернии, первая в Казани в Федоровском монастыре, вторая в Казанском уезде по Зюрейской дороге в дворцовом селе Елабуге, третья в Свияжском уезде в городе Цивильске, четвертая в Казанском уезде в Царевококшайске, и в тех школах ученикам быть в каждой по тридцати человек, и обучать в казанской некрещеных детей каждаго народа по 10 человек, от 10 до 15 лет, а в уездных трех школах - разных же народов новокрещеных же и иноверческих детей, сколько по охоте для того учения пожелают, от 7 до 15 лет». Для этого повелевалось построить здания для каждой школы в упомянутых местах: «две избы, между ими сени, одну ученикам, а другую учителям, с напог-ребницами, над которыми было бы сушило, и притом двор и огород огородить». На эти школы было ассигновано 2000 рублей из доходов Казанской губернии с венечных памятей.