Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович

ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович (1829 год, с. Чурашево (Кошки) Чебоксарский уезд -1880 год).

Ученый - филолог, этнограф, лингвист, журналист и педагог-практик.

Родился в семье священника чувашского села Чурашева, его отец был учителем в местном приходском училище министерства государственных имуществ, ведя преподавание на чувашском языке, что было новацией в то время. Он с детства усвоил чувашский язык, хорошо знал его и сделал его предметом своих будущих научных интересов. После Чебоксарского духовного училища, неполного курса Казанской Духовной Семинарии, он закончил историко-филологический факультет Казанского университета в 1851 году. Работал на государственной службе, служил в Вятке в палате государственных имуществ, в том числе в его обязанности входил надзор за народными школами в Яранском уезде Вятской губернии.

С 1860 года ЗОЛОТНИЦКИЙ стал редактором неофициального отдела газеты «Вятские губернские ведомости». Еще до начала работы в «Вятских губернских ведомостях» Николай Иванович предпринял попытку издания рукописной газеты «Незваный гость». Вышло всего два номера этой газеты, но «во множестве списков». Она пользовалась в Вятке большим успехом, читалась «нарасхват», помещала и местные сюжеты. ЗОЛОТНИЦКИЙ редактировал неофициальный отдел «Ведомостей» с 1860 по 1864г., поднимая массу животрепещущих вопросов. Вот лишь некоторые темы, отражавшиеся в газете: образование в народной среде, создание воскресных школ, библиотечное дело, роль женщин в обществе... Редакторство ЗОЛОТНИЦКОГО пришлось на знаменательный период. Просветительское движение рубежа 1850-х–начала 1860-хгг., вызванное подготовкой «великих реформ», отменой крепостного права, привлекло в газету широкий круг провинциальной интеллигенции–учителей из гимназий, семинарий, уездных училищ, врачей, чиновников, учащуюся молодежь. Эти явления происходили в Петербурге и Москве, в крупных губернских городах, таких как Казань, и в меньших, как Вятка. Состав просветителей разнообразием: от людей либеральных убеждений до участников разночинно-демократических кружков.

Газета становилась трибуной для выражения взглядов разночинцев-демократов, стремившихся использовать печать, превратив неофициальные отделы провинциальных газет в трибуну, с которой можно было ставить и обсуждать насущные вопросы современности.

В 18676-1872 гг. ЗОЛОТНИЦКИЙ - инспектор чувашских училищ Казанского учебного округа. В 1866 году издал календарь на чувашском языке. Основоположник научного изучения чувашского языка, он впервые классифицировал язык, отнеся его к тюркской языковой группе; к числу его несомненных заслуг принадлежит также создание первого словаря чувашского языка, переводчик и издатель книг. Один из активных проводников в жизнь так называемого звукового метода обучения грамоте (альтернатива буквослагательного), распространяемого после II и III земских съездов в 1867году. Хорошо зная положение в инородческой деревне и вопиющее неблагополучие народных школ – неприязнь к официальным русским школам, недоверие к учителям-священникам, нежелание отдавать детей в школы, ЗОЛОТНИЦКИЙразработал собственный подход к проблеме образования инородцев, предназначенный для чувашского населения (распространение чувашских книг и обучение на родном языке). Принимал непосредственное участие в подготовке педагогов для земской школы не только Казанской губернии, но и всего региона. Идею обучения инородцев Золотницкий сформулировал практически одновременно с Н.И. ИЛЬМИНСКИМ. Если первый Николай Иванович пришел к своей системе через миссионерство и практику, то второй сходные идеи выдал на основе практического знания чувашской деревни – ее образа жизни и менталитета. Их идеи сошлись и с середины 1860-х годов ИЛЬМИНСКИЙ и ЗОЛОТНИЦКИЙ выступали совместно. Второй Николай Иванович, в отличие от первого, не был убежденным миссионером. Имя его осталось в некотором смысле в тени потому, что его деятельность на поприще просвещения продолжалась не долго. В 1871 году его карьера оказалась прерванной болезнью, он отошел со службы и продолжил свои научные изыскания. Иван Яковлевич Яковлев, после ЗОЛОТНИЦКОГО служивший на посту инспектора чувашских училищ Казанского учебного округа, в автобиографии «Моя жизнь» дает негативную оценку этой личности. Он пишет, что ИЛЬМИНСКИЙ напрасно видел в нем миссионера и своего сподвижника, напрасно заступался за него перед начальством. ЗОЛОТНИЦКИЙ, по мнению Яковлева, громче ИЛЬМИНСКОГО кричал идеи о народном просвещении, а на деле не был способен чем-либо претворить их в жизнь. Кроме всего прочего, Яковлев обвиняет своего предшественника в пьянстве и прочих нравственных пороках, также он постоянно болел и часто пропускал службу. На посту инспектора чувашских школ он не занимался делом, а когда пришел Яковлев, то еще и пытался очернить инициативы Ивана Яковлевича. Оценка Яковлева, безусловно, субъективна, полна личных обид, но дает повод задуматься над значением ЗОЛОТНИЦКОГО в инородческом образовании. ИЛЬМИНСКИЙ, хорошо разбиравшийся в людях, наверняка, видел все отрицательные его качества, однако считал нужным сохранять возле себя как перспективного для дела просвещения и миссии, пока это было возможным.