Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ВОЦАЛЕВСКАЯ (ШМИДТ) Мария Адольфовна

Воцалевская Мария  с сыновьями Эриком и СлавомиромВОЦАЛЕВСКАЯ (ШМИДТ) Мария Адольфовна (1875 год – 22.09.1940 год, г.Козьмодемьянск).
Работник сферы образования, преподаватель Козьмодемьянского педагогического училища (1940 год).
Родители Марии Адольфовны (в девичестве Шмидт) проживали в Москве в Бабьегородском переулке. Как туда попали чистокровные немцы - для нас неизвестно. Мать ее была, как говорили, известная пианистка. У Марии было еще две сестры, но сегодня неизвестны даже их имена.

Мария вышла замуж против воли родителей и оказалась с мужем Петром Воцалевским в Иркутске. Была высокообразованная, знала несколько иностранных языков, всегда работала - преподавала (производственный стаж с 1906 по 1940 по документу). Там же родила двоих детей - Эдгарда и Славомира. Женщина была добрая. Как-то приютила нищего мальчика, он оказался больным, как говорили, дифтерией. В итоге этот мальчик переболел и выжил, а ее младший сын Эдгард - скончался. Ее муж был работник банка. По какой-то причине он также погиб (неизвестно как), похоронен в Иркутске. После трагических событий Мария Адольфовна со Славомиром оказалась в станице Оловянной Читинской области. Известно, что с 1927 по 1938 преподавала в школе № 58. Из Оловянной она вместе со своим сыном Славомиром, его женой Антигони Исааковной (гречанкой) и двумя их детьми Збигневом и Эдгардом переехала в Козьмодемьянск. Переехали благодаря сыну Славомиру Петровичу: он работал Народным Следователем Оловяннинского района Читинской области и его перевели Народным следователем Прокуратуры Горномарийского района (у родных есть справка, что он там работал).

Вот пока все, что известно о Марии Адольфовне. Хотелось бы, конечно, найти сведения о ее сестрах, но даже имена не известны… А из Бабьегородского переулка их выселили, по всей видимости, как неблагонадежных.