Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич

ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836 год, г.Нижний Новгород -2.05.1917 год, г.Казань).

Религиозный деятель, выдающийся историк русской церкви, профессор (1868 год), доктор богословия (с 1873 года).

Родился в семье диакона. По окончании обучения в Новгородском Духовном училище (1846-1850 гг) и семинарии (1850-1856 гг.) поступил в Казанскую Духовную Академию, которую с успехом окончил и в сентябре 1860 года и был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую Духовную семинарию.

С 1861 года ЗНАМЕНСКИЙ преподавал в Казанской Духовной Академии, а с 1865 - и на историко-филологическом факультете Казанского университета историю Русской Церкви. Получил степень доктора за диссертацию "Приходское духовенство в России со времени реформы Петра" (Казань, 1872 год).

Главный труд ЗНАМЕНСКОГО, принесший ему широкую известность, учебное руководство по истории Русской Церкви выдержало несколько изданий (первое - в Казани, 1870 год; 5-е доп. изд., 1888; сокр. изд. – «Учебное руководство по истории русской церкви», СПб., 1904 год) и было удостоено премии имени митрополита Макария. Без малого 40 лет жизни отдал Петр Васильевич Казанской Духовной Академией. Он заведовал богатейшей библиотекой Соловецкого монастыря, 1593 манускрипта которой были переведены в Казанскую Духовную Академию в 1855 году. С 1875 года ЗНАМЕНСКИЙ возглавлял научную комиссию для описания рукописей Соловецкого монастыря. В «Описании рукописей», находящихся в библиотеке Казанской духовной академии» (вышло 3 тома) рукописи исторического содержания описаны исключительно ЗНАМЕНСКИМ. Петр Васильевич ЗНАМЕНСКИЙ был почетным членом Казанского университета, доктором русской истории Московского университета, членом-корреспондентом Академии наук. Свой дом на Поперечно-Горшечной улице Казани (ныне - улица Маяковского) он завещал на просветительные и благотворительные нужды академии (разрушен летом 2002 года).

Другой важнейший труд ЗНАМЕНСКОГО: «История Казанской Духовной Академии» (В 3-х т., Казань, 1891 – 1892гг.). Церковную жизнь и народные верования он не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Очень ценны и монографические исследования ЗНАМЕНСКОГО по истории русского общества и русской образованности: «История Российская Татищева в отношении к русской церковной истории» («Труды Киевской духовной академии», 1862 год); «Исторические труды князя Щербакова и Болтина в отношении к русской церковной истории» (там же); «Законодательство Петра Великого относительно духовенства" ("Православный Собеседник», 1863 год); «Церковные вотчины при Петре Великом» («Православный Собеседник", 1864 год); «Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния» (там же, 1864 год); «Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии» (там же, 1863 год, и «Время», 1863 год, книга 4); «Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв» (Казань, 1865 год); «Приходское духовенство со времени реформы Петра» (Казань, 1872 год); «Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II» («Православный Собеседник», 1875 год); «Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I» (Казань, 1878 год); «Сильвестр, митрополит казанский» («Православный Собеседник», 1878 год, № 4, 5 и 6); «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» (Казань, 1881 год); «Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в.» («Православный Собеседник», 1882 год, № 2 и 4); «Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности святого Филиппа московского» («Православный Собеседник», 1883 год, № 4), «Народные верования, относящиеся к пчеловодству» («Странник», 1883 год, № 7); «Шестоднев Афанасия холмогорского» (там же, № 12), «Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I» (Казань, 1885 год); «На память о Н.И. Ильминском» (Казань, 1892 год); «Печальное 25-летие» («Православный Собеседник», 1896 год, I); «Учение Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае» (ib., 1900 год); «Несколько материалов для истории алтайской миссии» (ib., 1901 год); «Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни» (ib., 1902 год, и отдельно, Санкт-Петербург, 1906); «По вопросу о духовной школе» («Православный Собеседник», 1907 год, VIII) и другие.

После смерти ЗНАМЕНСКИЙ был погребен на территории Некрополя Спасо-Преображенского мужского монастыря Казани (одно из самых поздних захоронений монастырского некрополя). Памятник на могиле Павлу Васильевичу поставил летом 1918 его ученик И.М. Покровский. Судя по имеющейся фотографии в архиве внучки И.М. Покровского О.В. Троепольской, могила П.В. ЗНАМЕНСКОГО находилась в нескольких метрах к северо-западу от Спасской башни кремля. После превращения кремля новыми властями в военный городок погребения на погосте были практически прекращены.

В настоящее время местоположение захоронения профессора Казанской Духовной академии П.В. ЗНАМЕНСКОГО установлено.

О нем: Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, С. 209.