Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ВИХМАНН Юрье Йосеппи

ВИХМАНН Юрье Йосеппи (WICHMANN Yrjö Jooseppi) (8.09.1868 год, с.Лиминка, Финляндия –8.05.1932 год, Хельсинки).

Деятель науки, известный финский ученый, исследователь языка, фольклора, этнографии финно-угорских народов, профессор финно-угорского языкознания Гельсингфорского уни верситета, доктор философии (1897 год).

Предки Юрье ВИХМАННА были голландского происхождения. Он стал представителем четвертого поколения рода Вихманнов, родившихся в Финляндии. Появился на свет будущий ученый в местечке Лиминка в северной части Суоми в семье, где росли 11 детей. Учеба Юрье в лицее города Оулу совпала с образованием знаменитого финно-угорского общества, которое сыграло большую роль в сборе материалов о всех этих народах. В эту работу погрузились многие финские ученые, среди которых был и Вихманн.

Став студентом Хельсинкского университета, он с рвением принялся изучать финно-угорские языки. О его успехах на этом поприще говорит характеристика, данная сотрудниками финно-угорского общества, которые познания 23-летнего коллеги оценивают как «выдающиеся». В это же время он совершает первое путешествие в Россию, исследуя диалекты и народную поэзию удмуртов, в том числе живущих в марийском крае. В 1891 году, побывав Mapийском крае, ВИХМАНН жил 5 месяцев у удмуртского просветителя К. АНДРЕЕВА в д. Большой Карлыган. В 1894 году совершил второе путешествие с посещением Карлыгана и марийских деревень. Пройдет еще несколько лет, и в 1901 году ВИХМАНН отправится в новый уголок неизведанной и огромной России – в Коми край. Затем ученый работает в архивах Казани, где ему тоже удалось найти любопытные материалы о финно-угорских древностях.

После Коми Юрье ВИХМАНН едет в Венгрию, где изучает еще один родственный язык, к тому же женится на венгерке Юлии, этнографе по специальности. Еще одну поездку в российскую глубинку они совершают уже вдвоем с супругой.

В 1905-1906 годах он совершил третье путешествие в марийские края (для жены оно стало первым), жил и собирал материал в селах Еласы, Люмпанур Яранского уезда, Сернур, Морки, Б. Кильмезь.

В марте-мае 1906 года Юрьо ВИХМАНН вместе со своей женой Юлией был Сернуре. Он изучал диалекты марийского языка и намеревался заняться здесь сбором материалов по уржумскому говору лугового наречия как «соханившегося от влияния других языков». Супруга Юлия выступала в роли его помощницы и этнографа. Здесь спруги пробыли почти два месяца. За это время им удалось собрать хороший фольклорный и этнографический материал.

Затем долгие годы ВИХМАНН, профессор Хельсинкского университета, занимался систематизацией собранных материалов. Издал труды по фольклору и этнографии марийцев.

Так, монография Ю. ВИХМАНН «К этнографии черемис» состоит из трех очерков. Один из них представляет собой первое типологическое описание марийского женского костюма и его составных частей с показом возрастных и локальных особенностей. Он содержит детальную информацию, содержащую характеристику того или иного вида одежды или украшения, головного убора или обуви, их назначение (функции), изготовление, покрой, способы отделки, степень бытования и т. п. Второй очерк посвящен характеристике изделий из древесины, коры, лыка, бересты, корня и т. п. В третьем очерке рассматриваются разновидности одной из важнейших в прошлом хозяйственных построек, каковым считался овин. Иллюстрируют книгу фотографии и рисунки.

В 1930-е все солрудничавшие и переписывавшиеся с ним марийские интеллигенты были объявлены «агентами фашистской Финляндии» и репрессированы.