Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
ВИХМАНН Юрье Йосеппи (WICHMANN Yrjö Jooseppi) (8.09.1868 год, с.Лиминка, Финляндия –8.05.1932 год, Хельсинки).
Деятель науки, известный финский ученый, исследователь языка, фольклора, этнографии финно-угорских народов, профессор финно-угорского языкознания Гельсингфорского уни верситета, доктор философии (1897 год).
Предки Юрье ВИХМАННА были голландского происхождения. Он стал представителем четвертого поколения рода Вихманнов, родившихся в Финляндии. Появился на свет будущий ученый в местечке Лиминка в северной части Суоми в семье, где росли 11 детей. Учеба Юрье в лицее города Оулу совпала с образованием знаменитого финно-угорского общества, которое сыграло большую роль в сборе материалов о всех этих народах. В эту работу погрузились многие финские ученые, среди которых был и Вихманн.
Став студентом Хельсинкского университета, он с рвением принялся изучать финно-угорские языки. О его успехах на этом поприще говорит характеристика, данная сотрудниками финно-угорского общества, которые познания 23-летнего коллеги оценивают как «выдающиеся». В это же время он совершает первое путешествие в Россию, исследуя диалекты и народную поэзию удмуртов, в том числе живущих в марийском крае. В 1891 году, побывав Mapийском крае, ВИХМАНН жил 5 месяцев у удмуртского просветителя К. АНДРЕЕВА в д. Большой Карлыган. В 1894 году совершил второе путешествие с посещением Карлыгана и марийских деревень. Пройдет еще несколько лет, и в 1901 году ВИХМАНН отправится в новый уголок неизведанной и огромной России – в Коми край. Затем ученый работает в архивах Казани, где ему тоже удалось найти любопытные материалы о финно-угорских древностях.
После Коми Юрье ВИХМАНН едет в Венгрию, где изучает еще один родственный язык, к тому же женится на венгерке Юлии, этнографе по специальности. Еще одну поездку в российскую глубинку они совершают уже вдвоем с супругой.
В 1905-1906 годах он совершил третье путешествие в марийские края (для жены оно стало первым), жил и собирал материал в селах Еласы, Люмпанур Яранского уезда, Сернур, Морки, Б. Кильмезь.
В марте-мае 1906 года Юрьо ВИХМАНН вместе со своей женой Юлией был Сернуре. Он изучал диалекты марийского языка и намеревался заняться здесь сбором материалов по уржумскому говору лугового наречия как «соханившегося от влияния других языков». Супруга Юлия выступала в роли его помощницы и этнографа. Здесь спруги пробыли почти два месяца. За это время им удалось собрать хороший фольклорный и этнографический материал.
Затем долгие годы ВИХМАНН, профессор Хельсинкского университета, занимался систематизацией собранных материалов. Издал труды по фольклору и этнографии марийцев.
Так, монография Ю. ВИХМАНН «К этнографии черемис» состоит из трех очерков. Один из них представляет собой первое типологическое описание марийского женского костюма и его составных частей с показом возрастных и локальных особенностей. Он содержит детальную информацию, содержащую характеристику того или иного вида одежды или украшения, головного убора или обуви, их назначение (функции), изготовление, покрой, способы отделки, степень бытования и т. п. Второй очерк посвящен характеристике изделий из древесины, коры, лыка, бересты, корня и т. п. В третьем очерке рассматриваются разновидности одной из важнейших в прошлом хозяйственных построек, каковым считался овин. Иллюстрируют книгу фотографии и рисунки.
В 1930-е все солрудничавшие и переписывавшиеся с ним марийские интеллигенты были объявлены «агентами фашистской Финляндии» и репрессированы.