Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

СИРЕЛИУС Ууно Таави

СИРЕЛИУС Ууно Таави (Sirelius Uuno Taavi) (5.05.1872 год, с.Яяски / ныне г. Лесогорск Ленинградская обл. - 24.08.1929 год, г.Хельсинки).

Деятель науки, известный финский филолог и этнограф, профессор кафедры финно-угорской этнографии Императорского университета в Хельсинки один из основоположников финно-угорской этнографии в Финляндии, создатель коллекции по марийскому народному костюму в Национальном музее Финляндии.

Родился Ууно в семье пастора. На территории Восточной Финляндии его предки жили с XVII в. Несмотря на то, что дома говорили по-шведски, родители отправили своих сыновей учиться в финскую классическую гимназию в г. Виипури (Выборг). Уже в гимназии У.Т. СИРЕЛИУС увлекся музыкой и живописью,

В 1891 году он переехал в Хельсинки (Гельсингфорс), чтобы продолжить учебу на философском факультете Александровского (Хельсинского) университета, где специализировался на изучении финского языка и литературы; магистерская работа учёного была посвящена диалекту его малой родины.

Еще в 1870 году при университете был организован этнографический музей студенческих землячеств, который через 4 года вошел в состав Национального Исторического музея. В 1892 году У. Т. СИРЕЛИУС вместе с другими студентами принял участие в экспедиции по сбору материала в Южной Карелии для музея.

Университетские годы молодого ученого совпали со временем общественного и политического пробуждения в Финляндии, активных международных контактов, обмена научными идеями. Осенью 1897 года он познакомился с прибывшим в Хельсинки венгерским финно-угроведом Яношом Янко, руководителем этнографического отдела Венгерского национального музея. В том же году вместе с Я. Янко молодой ученый отправился в поездку по России. Он много и плодотворно работал в библиотеках, изучал коллекции музеев в Риге, Тарту, Санкт-Петербурге, Москве, Смоленске и других городах. Под влиянием венгерского коллеги, У.Т. СИРЕЛИУС увлекся проблемой происхождения финно-угорских народов и решил совершить экспедицию в Сибирь к обским уграм. Во многом его взгляды формировались в русле этнологических идей известных финских языковедов XIX в. М. А. Кастрена и Е. Н. Сетяля, поэтому основную задачу финно-угорской этнологии он видел в изучении истории культур народов, говорящих на финно-угорских языках, а также в определении их предполагаемой исторической прародины. У. Т. СИРЕЛИУС руководствовался теорией эволюционистского направления в стремлении определить истоки финской культуры. В частности, он твердо полагал, что сравнительные разыскания в области истории материальной культуры являются определяющими в выяснении генезиса финно-угорских культур. Уже в самом начале своей научной карьеры исследователь сконцентрировал внимание на изучении хозяйственной и промысловой деятельности. Его научные интересы совпали с идеями Финно-угорского общества Финляндии, благодаря чему получил финансирование на проведение самостоятельных экспедиций: в 1898–1900 гг. в Сибирь – для сбора материалов по остякам и вогулам (хантам и манси), а в 1907 году – у коми, коми-пермяков и вотяков (удмуртов). Все экспедиционные материалы (более 1500 экспонатов, фотоснимки, полевые записи на финском и русском языках) были переданы им в Национальный музей в Хельсинки, где к тому времени он уже работал. По возвращении из экспедиции учёный самостоятельно занимался их описанием, каталогизацией и составлением типологических таблиц.

Собранный материал лег в основу его диссертационной работы, посвящённой древнейшим способам рыболовства у финно-угорских народов, которую он блестяще защитил в 1906 году и был приглашен на должность доцента кафедры финно-угорской этнографии Хельсинского университета. Тогда же вышла в свет его фундаментальная монография о запрудном рыболовстве у финно-угров: «Über die Sperrfischer bei den finnisch-ugrischen Volkern. Eine vergleichende etnographische Untersuchung».

Написанные У. Т. СИРЕЛИУСом фундаментальные труды по финно-угорской и финской этнографии, освещающие классические этнографические темы: народную архитектуру, историю народных костюмов, рыболовство и охоту, были основаны на тщательно собранных полевых материалах, письменных и вещественных источниках.

Во время одной из экспедиционных поездок к уральским и сибирским финно-уграм летом 1906 года встречался с марийцами в Казани и Сарапульском уезде. В Казани он встретился с марийским краеведом Т. ЕВСЕЕВЫМ, о котором получил весьма похвальные отзывы от супругов ВИХМАН. Со слов ЕВСЕЕВА СИРЕЛИУС записал рассказы об охоте и рыболовстве, снабдил его вопросниками и поручил представить более подробную опись. Эти и другие материалы о марийцах, добытые предшествующими исследователями, были позднее использованы СИРЕЛИУСОМ при написании своих крупных работ.

Коллекция марийского народного костюма была собрана СИРЕЛИУСом такжесовместно с Т. ЕВСЕВЬЕВым. Большинство экспонатов было собрано в ближайших деревнях около села Морки. В этом собрании выделятся традиционный набор женских украшений моркинских мариек. В коллекции представлены как женские, так и девичьи украшения.