Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БАРЫШЕВ Георгий Михайлович

БАРЫШЕВ Георгий Михайлович (9.10.1936 год, г.Саратов - 30.04.2016 год).

Деятель культуры, актер и режиссер Музыкальных театров, «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР».

После окончания школы Георгий учился в Саратовском университете на факультете иностранных языков. Параллельно занимался в театральной студии при местном Театре юного зрителя. Это увлечение оказалось настолько сильным, что по окончании университета поступил на режиссерский факультет Ленинградской консерватории (окончил в 1964 году, режиссер музыкального театра). Практику проходил в г. Свердловске в Уральском театре им. Островского: ставил оперы, оперетты, а также еще и пел, играл в опереттах, в основном роли простаков (Бони в «Сильве», Зупана в «Марице», Тони в «Принцессе цирка» И. Кальмана). Позже он работал во многих театрах: в Каунасе, Вильнюсе, Львове, Ашхабаде, Ижевске, Оренбурге, Саратове, а также в Кракове, Варшаве, Стамбуле, Тель-Авиве. Чаще это были музыкальные театры, но иногда и драматические. Всего поставил около 80 спектаклей.

В Йошкар-Оле работал в театре главным режиссером трижды. Первый раз с 1972 по 1978 гг. За этот небольшой период молодой еще режиссер поставил в театре две оперы: «Иоланту» П. Чайковского, «Севильского цирюльника» Дж. Россини, оперетту «18 лет» В. Соловьева-Седого, а также много детских спектаклей. Затем он вернулся в Йошкар-Олу в 1989 году. За два сезона Г.М. БАРЫШЕВ поставил запомнившиеся зрителям оперу «Кармен» Ж. Бизе, две оперетты: «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Марица» И. Кальмана и марийскую музыкальную комедию «Кенеж йÿд» Н. Арбана.

Его постановки были четко, режиссерски выстроены, продуманы до мелочей. Он чувствовал художника и «вписывал» действие органично в декорации. Действенность и живой драматизм его спектаклей отличал его от многих режиссеров, которые ставили оперу и оперетту достаточно статично и строго.

Последний приезд режиссера состоялся в 1999 году. На этот раз, по его мнению, театр находился в плачевном состоянии. Он составил некую программу оздоровления театра, но никто не откликнулся на его предложения, и в очередной раз режиссер уехал.