Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
БУЛАВИНЦЕВА Татьяна Васильевна (1956 год, г.Йошкар-Ола).
Деятель культуры, режиссер-постановщик йошкар-олинского Театра-студии «В старом доме». «Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл», лауреат премии «Душа народа». Преподаватель культурологии, теории культуры и искусства.
С самого раннего детства Таня БУЛАВИНЦЕВА была связана с волшебным миром театра. Ее мама работала сначала актрисой Республиканского театра кукол, затем там же в мастерской по изготовлению кукол. Девочка много времени проводила у мамы на работе, и процесс рождения Петрушки, Лисенка, Принцессы или Серого Волка казался ей сказочным превращением. Потом мама стала руководителем детского Театра сказки во Дворце пионеров, и подросшая Таня начала там играть, увлеченно осваивая азы актерского мастерства. Но после школы судьба сделала крутой поворот, и девушка стала студенткой… биофака МарГУ. Потом недолго была освобожденным комсомольским работником, и как бы сложилась ее жизнь в дальнейшем, теперь можно лишь гадать, если бы не предложение старого знакомого.
- Мне было 28 лет, когда мой хороший друг Анатолий ПАВЛОВ предложил мне работать заведующей постановочной частью в народном ТЮЗе, где он тогда был режиссером, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Я сразу же согласилась, ведь это был театр! Пусть и любительский! Я и костюмы шила, и помогала реквизит готовить, и организационные вопросы решала. Работы было много, но я быстро поняла: выбор этот неслучайный. Я наконец-то нашла то, чем хочу заниматься!
Первым спектаклем БУЛАВИНЦЕВОЙ-режиссера стала постановка «Сентиментального шоу для месье». С него начался творческий путь Татьяны Васильевны, путь по стране, живущей по своим правилам, своим законам и со своими особенностями.
- Специфика народного театра в том, что сюда приходят люди исключительно по зову сердца,- говорит Татьяна БУЛАВИНЦЕВА. – У них разный возраст, разные профессии, разный социальный уровень, но они все влюблены в театр, хотят самовыражения, которого достигают перевоплощением в того или иного персонажа. В народном коллективе актер – создатель, творец! Без его инициативы, воли, активности ничего не получится! Я убеждена, что способность к игре, в широком смысле этого слова, есть у каждого человека! Просто одному нужно времени чуть больше, чтобы раскрыться, а другому чуть меньше. Поэтому у нас, никогда не бывает кастингов, мы принимаем в свой коллектив абсолютно всех желающих. Но надолго остаются с нами только те, кто понимает серьезность того, чем мы занимаемся. Конечно, каждый режиссер создает свой театр. Выбор репертуара во многом зависит от его взглядов на мир, от его жизненных приоритетов. Хотя, безусловно, когда я подбираю пьесу, то отталкиваюсь еще от количественного и качественного состава нашей труппы. Поэтому, например, не буду ставить «Виндзорских насмешниц», потому что у меня нет Фальстафа, или «Ромео и Джульетту», потому что действующих лиц там много. Но, к счастью, таких ограничений у меня мало.
Но если ограничений при получении ролей в театре нет, то в остальном их предостаточно. Актеры же все делают сами! Мастерят декорации, красят, пилят, прибивают. Придумывают и шьют костюмы тоже в основном сами. Поэтому во всем присутствует минимализм, а если учесть, что средства на существование театра появляются исключительно от продажи билетов, то часто некоторый реквизит актеры и режиссер приносят из дома. Но никто не сетует на жизнь! Потому что всем тут интересно!
В коллективе занимаются 20 человек в возрасте от 18 лет. Проводятся занятия по актерскому мастерству, сценической речи, движению. Ежегодно выпускаются спектакли. Репертуар последних лет составили спектакли: «Мой бедный Марат», «Ботинки на толстой подошве», «Забыть Герострата», «Счастье мое», «В начале было…»,«Фантазии Фарятьева», «Пер Гюнт».