Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

АМИРОВ Гарей Гильмутдинович

АМИРОВ Гарей Гильмутдинович (5.10.1913 год, г.Уфа Уфимская губ. / ныне Республика Башкортостан – 12.12.1982 год, г.Казань).

Деятель культуры, оператор документального и научно-популярного кино, кинооператор Казанской студии кинохроники (с 1938 года), средствами кинематографа отобразивший историю Марийской республики. «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР». «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР». Член Союза кинематографистов СССР (1959 год). В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - фронтовой оператор 2-го Украинского фронта. Член КПСС.

Более четверти века кинооператор Казанской студии кинохроники Гарей АМИРОВ писал своеобразную историю Марийскую республики, «писал» средствами киноискусства.

С ранних лет Гарей – сын башкирского рабочего-сплавщика стал увлекаться удивительным искусством кино. Вместе с родным братом его часто можно было видеть за съемками примитивным фотоаппаратом красот родной природы.

Это увлечение привело АМИРОВа сначала в Московский театральный техникум (где он закончил два курса), а затем во Всесоюзный институт кинематографии. В промежутке между ними, в 1932 году, он окончил курсы помощников операторов на Ялтинской кинофабрике «Украинфильм»…

После окончания ВГИКа в 1937 году для Гарея Гильмутдиновича началась интересная работа. В составе съемочных групп он участвует в создании киноповествований о замечательных стройках страны и ее людях. Он много ездит, работает в Москве, Ленинграде, на Кавказе, Урале.., соавторствует в съемках трех полнометражных документальных фильмов «Комсомольцы», «День войны», «Огни Волги» (об открытии Волжской гидроэлектростанции им.В.И. Ленина). В 1936-1939 гг. он - оператор Уфимской кинохроники, в 1939-1949 гг. - на Казанской студии кинохроники.

Еще в довоенное время Г. АМИРОВ связал свою творческую жизнь с нашей республикой. За четверть века им создано 30 короткометражных фильмов и пятьсот киносюжетов, подавляющее большинство которых о нашей республике. Трудно найти какое –либо событие, которое прошло бы мимо наблюдательного взгляда кинокорреспондента Г.Г. АМИРОВа. Он там, где сама жизнь, где рождается новое в борьбе с отжившим. Подхватили марийские лесозаготовители благородный порыв В. Гагановой, и оператор АМИРОВ уже появился в бывшем Суслонгерском леспромхозе. Применили на своих полях механизаторы сельхозопытной станции и совхоза «Семеновский» метод В. Светличного (выращивание пропашных культур без применения ручного труда) – кинокамера Гарея АМИРОВа уже направлена на тех, кто смело пошел на освоение нового.

Интересны по содержанию и оригинальны по воплощению специальные выпуски АМИРОВа «Северный шелк» (о льноводах республики) и «Здесь пароходы не останавливаются» (о городе Волжске и Марбумкомбинате).

Гарей Гильмутдинович – один из авторов юбилейных фильмов, посвященных тридцати и сорокалетию республики. Последний цветной фильм заслужил всеобщее признание зрителей.

Марийский народ по достоинству оценил вклад Г.Г. АМИРОВа в развитие, ее киноописание: ему присвоено республики почетное звание заслуженного деятеля искусств Марийской АССР. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Кроме того, в 1949-1960 годах АМИРОВ трудился на Куйбышевской кинохронике, в 1961-1981 годах на Казанской студии кинохроники.

 

О нём:Кудасов К. На экране – наша республика // Марийская правда № 244 от 13.10.1963 года.