Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

АМЕЛЬЧЕНКО Анатолий Дмитриевич

АМЕЛЬЧЕНКО Анатолий Дмитриевич (23.01.1940 год, д.Юнга-Кушерга Горномарийский район Марийская АССР – 2005 год )

Деятель культуры, один из страстных кинолюбителей Марийской республики, режиссер, руководитель киностудии «Юнгафильм». «Заслуженный работник культуры Марийской АССР» (1986 год). «Заслуженный работник культуры РФ» (1992 год). Лауреат премии марийского комсомола имени Олыка Ипая (1988 год).

Анатолий АМЕЛЬЧЕНКО родился в селе, расположенном в Коми АССР. Через год после рождения вернулись на родину матери в д. Юнга-Кушерга. Она расположена на самой границе с Чувашией. С 1961 по 1976 годы возглавлял Юнго-Кушергский сельский клуб. В это же время стал заниматься кинолюбительством.

Все началось с обычного районного смотра агитбригад. Он проходил в начале 1970 года в районном центре – городе Козьмодемьянске. Анатолий Дмитриевич в ту пору работал заведующим сельским клубом в родной деревне Юнга-Кушерга. Он организовал агитбригаду, участником которой стали его земляки. Подготовил для нее интересную разножанровую программу. Самодеятельные артисты на смотре выступили успешно, и им была вручена кинокамерав «Киев». Вскоре начались пробные любительские съемки.

- Первыми героями тех кинокадров были деревенские косари, находящиеся в дни сенокоса на сурских лугах, вспоминал Анатолий Дмитриевич. Отсняв 200 метров черно-белой пленки (цветная тогда была лишь в мечтах), без монтажа прокрутил эти кадры в клубе. И вот , как только ожил экран, в зале началось такое … смех, окрики, шепот,.. переговоры… Все старались свои мысли высказать в слух: и это вполне понятно, ведь люди вперые увидели себя в движении, общении с друг другом, на лоне природы. Так, в переполненном зале эти кинокадры продемонстрировал за один вечер шесть раз. И каждый ра, в глазах сидящих в зале я замечал ликование и удивление. Естественно, у меня появились большой интерес и страстное желание к дальнейшим съемкам.

Первый творческий дебют автора связан с фильмом (это уже не хаотично разбросанные кадры, а фильм!) «Хорошее начало». В нем шел кинорассказ о передовой телятнице горномарийского колхоза «Коммунизм» Клавдии Васильевне Гавриловой. Автором сценария был поэт, журналист, лауреат премии им. О.Ипая, в последующем Заслуженный деятель культуры РМЭ и РФ Н. ЕГОРОВ. Сюжеты были взяты из ее жизни и трудовых дел.

Фильм удался. В 1972 году на Всероссийском смотре любительских фильмов, состоявшемся в Москве, эта работа была оценена высоко и удостоена Диплома II степени, а затем на Всесоюзном смотре - Диплома III степени, и оргкомитет смотра вручил Анатолию АМЕЛЬЧЕНКО кинокамеру «Красногорск-3». Это была первая творческая победа. Вдохновленный хорошим началом АМЕЛЬЧЕНКО продолжил свою беспокойную и хлопотливую работу. Он создает целую серию картин…

Вдохновленный хорошим началом, он продолжил свою беспокойную и хлопотливую работу. «Хорошее начало» - первый фильм. Само название символично, ставшее началом пути сельского энтузиаста. И он занялся всерьез этим делом. Решил сам, и его поддержали: нашлось помещение (первоначально старый деревянный домик, предоставленный сельским Советом в Еласах), найдена ставка помощника. Так в 1973 году была открыта сельская киностудия. С тех пор на экране (до 2005 года) стал часто появляться титр «Юнга-фильм» (от названия реки, протекающей в окресностях деревни).

Первый новый фильм на студии с новым названием – «Первые шаги» о молодом председателе колхоза «Большевик» (один из опытных и способных руководителей крупного хозяйства Л.А. АСЛАНОВ в 70-ые годы, депутат Верховного Совета МАССР 10-ого созыва). Им созданы: кинорассказ «Битва за хлеб», фильм-зарисовка «В семье вольной, новой», киноэтюд «Узоры горных мари», очерковые картины «Сельский художник», «Садовод-любитель». Всех их не перечислить, ведь АМЕЛЬЧЕНКО – автор более 100 игровых и документальных фильмом, многие из которых становились призерами всероссийских и международных конкурсов. Создана на базе деревенского клуба киностудия «Юнга-фильм», которая работала до последних лет его жизни (2005 год). За все фильмы удостоился 6 Гран-при, и около 30 других наград.

Унего была своя фильмотека, где хранились ценные видеодокументы о жизни родного Приволжья, есть в ней картины, которые запечатлели фрагменты жизни Мордовии, Прибалтики, Дагестана, Молдавии и других областей.

- Нельзя ограничиваться узкой тематикой, скажем, показом жизни только родного села или района, - не раз убеждал в дни учебы в Москве, один из его учителей, кинорежиссер-ветеран Яков Моисеевич ТОЛЧАН – создатель первого фильма о нашем крае к пятилетию автономии марийского народа (1925 год).

В республиканской и всесоюзной печати было много хороших отзывов о фильмах А. АМЕЛЬЧЕНКО. Студия кино «Юнга- фильм» стала лауреатом Всесоюзного смотра любительских студий. Успехи коллектива отмечены многими дипломами. Многие фильмы были продемонстрированы на марийском и чувашском телевидении. Приходилось и много учиться новому делу. Продолжались уроки мастерства. Он выезжал на курсы и стажировки в Москву, Ленинград, Уфу, Казань и др. Своими первыми учителями и наставниками считал Ильичева С.И., научного сотрудника Министерства Культуры РСФСР, Горина Л.С., зав. кафедрой Ленинградского института культуры, оператора киностудии «Мосфильм» Терпсихорова П.Н.

Ряд фильмов, были показаны по центральному телевидению по программе «Обьектив»: «Звонкоголосая деревня», «Радуга над Юнгой», «Шаргеньы», «Откровение», «Здравствуй, утро мое», «Свадьба в деревне».

Сам А.Д. АМЕЛЬЧЕНКО написал список фильмов, удостоенных главных призов на разных конкурсах, кинофестивалях РСФСР, СССР и международных конкурсах. Есть замечательная книга «На экране «Юнга-фильм» (из опыта работы Юнго-Кушергинской сельской любительской киностудии «Юнга-фильм») поэта, заслуженного работника культуры РФ и РМЭ Николая Петровича ЕГОРОВа. Мы можем гордиться, что и фильмы А.Д. АМЕЛЬЧЕНКО вошли в историю кинематографии нашей республики и России.

Документы кинооператора, кинокамера, фотографии, газетные материалы хранятся сейчас в фондах Краеведческого музея им. Н. Игнатьева.